16 февраля Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского принимает участие в работе Международной выставки «Россия» на ВДНХ в Москве. Светлана Подгорнова, заведующий Педагогическим музеем СПб АППО, старший преподаватель кафедры общественно-научного и культурологического образования проводит мини-лекцию «Учитель блокадного города»:
«В год 80-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады мы вспоминаем тех, благодаря кому было спасено целое поколение детей, оставшихся в осажденном городе. Какими были блокадные учителя? Что давало им силы учить и воспитывать? Чему мы можем научиться у них? На эти вопросы мы стараемся дать ответы в ходе нашей лекции через рассказ о судьбах нескольких педагогов военного времени».
Участники выставки-форума «Россия» узнают об учителях, которые сохранили жизнелюбие и веру в Победу, стали опорой для учеников в непростое блокадное время. Город и страна гордятся этими героическими женщинами, вот их имена:
Надежда Васильевна Строгонова, учитель начальных классов блокадной школы, инициатор создания в Петербурге памятника блокадному учителю;
Александра Николаевна Миронова, учительница истории, председатель комиссии по охране детства и работник детского дома, спасла десятки осиротевших детей;
Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, учитель истории, завуч, на основе своего блокадного дневника написала книгу «Они учились в Ленинграде»;
Людмила Михайловна Голицынская, учитель естествознания и руководитель юннатского кружка, организовала проведение в Ленинграде первого слета юннатов в сентябре 1943 года.
«В Педагогическом музее СПб АППО хранится уникальная “Блокадная коллекция”, благодаря которой можно узнать, как жили ленинградские школы, детские сады, детские дома в военное время. Мы считаем максимально важным знакомить с ее материалами не только петербургских учителей, но и всех тех, кому небезразлична история Отечества», – добавляет заведующий Педагогическим музеем СПб АППО Светлана Подгорнова.
«На этой лекции мы узнали факты, о которых ранее не слышали. Заочно познакомились с героинями этих вдохновляющих историй. Мы считаем, важно помнить о блокаде, тех людях, которые выстояли и стали примером для подражания, примером для всех нас», – делятся впечатлениями группа посетителей из Чувашской Республики.
Справочно
В 2022 году Академия им. К. Д. Ушинского выступила инициатором создания «Содружества школ блокадного Ленинграда». «Содружество» объединяет педагогические коллективы образовательных учреждений – преемников школ, работавших в блокаду, а также потенциал их музейных экспонатов и экспозиций. Цель общей работы – помочь сохранению памяти о подвиге педагогов, судьбах детей блокадного Ленинграда и передать эту память новым поколениям. Педагоги вместе с учениками находят документы, восстанавливают судьбы учителей, создают экскурсии, виртуальные проекты и реальные передвижные выставки. Напутствием «Содружеству» его участники считают слова блокадной учительницы Надежды Васильевны Строгоновой: «Я благодарю, что вы помните блокадных учителей. Все учителя, весь город, весь народ прошел через сердца учителей… Учителя понимали, что обязаны вырастить поколение, на чьи плечи ляжет восстановление нашего Ленинграда, нашей страны от ужасов войны и блокады. И они с честью выполнили свой долг».