В рамках Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского провела в Экспофоруме экспертную встречу «Партнерство в Профтехе: поддержка молодых специалистов через наставничество». К дискуссии присоединились представители крупных предприятий города, ведущих вузов и учреждений СПО.
Коллеги обсудили формы наставничества как инструмента бесшовного перехода студентов профессиональных образовательных организаций к будущей профессии: стажировки, практики, наставнические программы. Было отмечено, что в задачи наставника входит не только совершенствование профессиональных знаний и умений студента – потенциального работника предприятия, но и всестороннее развитие личности наставляемого. При этом важно формировать интерес к процессу наставничества у всех его участников: и наставников, и обучающихся. Практикуется оплата за прохождение практики на предприятии, проводятся профориентационные события для студентов.
Запрос специалистов инженерно-технических профессий в нашей стране велик, предприятия начинают отбирать будущих работников уже среди студентов младших курсов, да и возраст наставников «молодеет», что тоже является одним из факторов вовлечения наставляемых в профессиональную деятельность. Коллеги также отметили, что финансовая составляющая, конечно, важна для молодого специалиста, но не менее ценно наличие почвы для развития профессиональных компетенций, что также является одной из задач предприятия.
На встрече были представлены примеры успешного взаимодействия вузов и организаций СПО в рамках системы наставничества, отмечена роль вузов в обучении студентов как будущих мастеров производственного обучения и преподавателей.
«Это мероприятие было интересно тем, что в обсуждении участвовали работодатели, представители вузов и сами наставники. Мы подняли важные темы, связанные с программами обучения, мотивацией преподавателей, правильной подачей информации о предприятиях для студентов. Такие встречи нужно проводить чаще, чтобы в процессе коммуникации представители разных профессий могли объединить усилия для достижения общего результата», – впечатлениями об экспертной встрече поделилась Римма Галлямова, директор по персоналу АО «АЭМ-технологии».
Видеозапись: https://vk.com/video-218493153_456239582
Далее сотрудники СПб АППО провели дискуссию «Профессиональный рост преподавателей в системе СПО: вектор общеобразовательных дисциплин», участие в которой также приняли представители РГПУ им. А. И. Герцена, платформы «Учи.ру». Участники дискуссии ознакомились с результатами диагностики профессиональных компетенций преподавателей общеобразовательных дисциплин школ и учреждений СПО, были выявлены профессиональные дефициты, которые являются отправной точкой для дальнейшего развития специалистов. Диагностика проходила на базе информационно-аналитической системы «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста».
«Сейчас широко обсуждаются потребности страны и отдельных регионов в квалифицированных специалистах среднего звена, рабочих кадрах. Реализуются партнёрские программы между школами, колледжами и организациями реального сектора экономики. Но важно не забывать о том, что выпускники колледжей должны быть не только высококлассными специалистами, но и людьми с широким кругозором, развитым логическим и критическим мышлением, умеющие учиться, повышать свою квалификацию. И в этом очень важную роль играют общеобразовательные дисциплины, которые осваивают студенты при обучении в колледже», – отметила проректор по методической работе СПб АППО Юлия Глаголева.
Современные платформы помогают развиваться преподавателям, в том числе системы СПО. На встрече коллеги узнали о возможностях площадки «Учи.ру». Представители системы образования могут развивать свой психолого-педагогический и методический уровень в РГПУ имени А. И. Герцена, о чём рассказала Елена Пискунова, директор Научно-методического центра университета.
Третья часть дискуссии включала обсуждение федерального проекта «Современная школа», представители СПб АППО подробно рассказали о комплексе мероприятий для повышения профессионального мастерства педагогов: вебинарах, конференциях, оказании точечной помощи при различных дефицитах, конкурсах профессионального мастерства, консультационной помощи.
Участники экспертной встречи и дискуссии отметили важность профессионального диалога для выработки дальнейших векторов развития системы наставничества в Санкт-Петербурге.