Более 400 человек приняли участие в работе XХVI международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования Санкт-Петербурга: миссия, профессионализм, взаимодействие». Мероприятие состоялось 10-11 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, организатор – кафедра психологии. Конференция проходила в смешанном формате.
В мероприятии приняли участие учёные и специалисты-практики учреждений образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Архангельска, Оренбурга, Москвы и других городов Российской Федерации. В конференции также приняли участие представители Эстонии, Казахстана, Польши, Белоруссии.
Выступления, лекции и мастер-классы были посвящены наиболее актуальным проблемам психологического обеспечения деятельности участников и специалистов системы образования.
Основные направления работы конференции:
- профессионально-личностное развитие педагога-психолога в системе образования;
- психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов;
- психологическое сопровождение семьи;
- психологическое сопровождение обучающихся;
- проблемы психологической безопасности в условиях цифровизации образования;
- школьная конфликтология и медиация.
В рамках конференции состоялось обсуждение ключевых вопросов организации психологического сопровождения участников образовательных отношений, сохранения психологического здоровья педагогов и учащихся, организации службы медиации в образовательных учреждениях.
С яркими и интересными докладами выступили: Александр Горшков, доктор педагогических наук, профессор, директор Института управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Сергей Шингаев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии СПб АППО. Сергей Михайлович акцентировал внимание участников на задачах службы психологии в образовании, особенностях и трудностях, с которыми сталкиваются директора общеобразовательных учреждений, педагоги, психологи-практики в своей работе в образовательных учреждениях. А.С. Горшков подчеркнул необходимость постоянного профессионального роста и самообразования педагогов; рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.
Большой интерес вызвало выступление Ирины Артюховой, руководителя аппарата Общественной палаты Санкт‑Петербурга, заместителя директора АНО «Служба спасения». Ирина Юрьевна рассказала об опыте работы специалистов психологической службы Санкт-Петербурга в кризисных ситуациях, подчеркнула значимость психологической помощи населению.
Динамичным было выступление Ольги Барановой, директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района, главного внештатного педагога-психолога в системе образования Санкт-Петербурга. Ольга Викторовна познакомила участников конференции с моделью психолого-педагогической службы Санкт-Петербурга, рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются психологи в своей работе, о возможностях профессионального взаимодействия. Татьяна Ушакова, кандидат педагогических наук, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, выступила с докладом «Кризисные ситуации – кризисное консультирование: особенности и специфика работы с детьми и подростками».
Марина Кубышкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (город Архангельск), представила участникам новое направление исследований, связанное с изучением личностного ресурса совладания с информационной перегрузкой преподавателей вузов.
Внимание участников вызвал доклад Сергея Алексеева, доктора педагогических наук, профессора, директора Института общего образования СПб АППО – «От педагогики окружающей среды к педагогике устойчивого развития: психологические основания».
В ходе работы секций прозвучали интересные практико-ориентированные доклады: «Игровая терапия как эффективный способ преодоления состояния школьной дезадаптации у первоклассников», «”МОСТ” – модель психологического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения», «Нейропсихологические технологии как способ обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи», «Работа по повышению пластичности сенсорной интеграции как способ раскрытия психофизических возможностей организма для целостного развития ребёнка», «Работа с семьёй как основа профилактики девиантного поведения у детей» и так далее.
Участники круглого стола «За пределами медиации: коммуникативная культура в образовательном пространстве»познакомились с публичным отчётом ресурсного центра по направлению развития школьных служб медиации, а также обсудили вопросы, связанные с методическим потенциалом школьных служб медиации в воспитательной работе классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, познакомились с нормативно-правовыми и организационными механизмами привлечения медиаторов-ровесников к работе с конфликтными ситуациями.
Оживлённая дискуссия состоялась в рамках работы интерактивной дискуссионной площадки с участием представителей СМИ и школьных пресс-служб – «Имидж педагога-психолога в зеркале СМИ».
На мастер-классе «”Уроки счастья” в школе как фундамент для формирования психологического здоровья педагогов» участников конференции познакомили с мировой практикой формирования позитивного мышления в детском возрасте, методами исследования индивидуального восприятия феномена счастья и особенностями работы с ассоциациями. Опыт был представлен Светланой Котовой, педагогом-психологом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Мастер-класс «Нарушение поведения у детей. Что с этим делать?» был посвящён вопросам, связанным с поведенческим подходом в решении трудностей поведения у детей. Мероприятие провели педагоги-психологи детского сада №103 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Елена Сулакшина и Анна Кечуткина.
Интересным и насыщенным стал мастер-класс «Психологическая подготовка к государственной итоговой аттестации», который провела Дина Березина, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга. Дина Викторовна познакомила участников с циклом занятий по психологической подготовке к выпускным экзаменам.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №323 Невского района Санкт-Петербурга Георгий Кузьмин и педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Кировского района Оксана Камакина провели мастер-класс «Playback-медиация как инструмент в работе с конфликтом в классе». В рамках мероприятия участники познакомились с особенностями разрешения конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях с использованием технологий, основанных на принципах медиации.
Педагог-психолог школы №131 (дошкольное отделение) Красносельского района Людмила Тимофеева и педагог-психолог школы №277 Кировского района Александра Тарасова на мастер-классе «Роль игры в развитии ребёнка: теория и практика» представили опыт работы по применению свободных игр с дошкольниками и проведению дидактических и развивающих игр различной направленности для учащихся начальной и средней школы.
Педагог-психолог школы №225 Адмиралтейского района Галина Чиганова в ходе мастер-класса «Оздоравливающие учебные игры для детей, родителей и педагогов в условиях цифровой трансформации образования» представила авторскую систему оздоравливающих учебных игр, реализуемых в современном образовательном процессе. Система учитывает психологические особенности взаимодействия, на которые следует обратить внимание при решении задач обучения и развития.
По окончании конференции лучшие педагоги-психологи города были награждены грамотами и благодарностями за высокий профессионализм, активную, творческую и многолетнюю плодотворную работу в системе образования Санкт-Петербурга.
- Видеозапись первого дня работы конференции
- Видеозапись второго дня







