Более 150 представителей управленческих команд из 26 регионов России приняли участие в стажировке «Инновационное развитие школы как ресурс модернизации региональной системы образования Санкт-Петербурга. Формирование компетенций ХХI века». Организаторы мероприятия – Академия Министерства просвещения России, Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
12 мая в концертном зале «Карнавал» Городского Дворца творчества юных стартовал первый день работы стажировки. На открытии с приветственным словом к участникам обратились: заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков, проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова.
Содержательную часть стажировки открыло выступление заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анны Тимофеевой. В выступлении Анны Александровны шла речь об актуальных задачах государственной политики и управления в сфере общего образования:
Проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова говорила о важности Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
На встрече было отмечено, что всем участникам образовательного процесса предстоит строить Единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, при этом каждый регион может внести свои особенности и уникальные достижения в данную систему. В Петербурге таким инструментом выступает инновационная деятельность, которая обеспечивает не только повышение качества образования каждого учащегося, но и непрерывное развитие профессионального мастерства педагога.
Особенности петербургской системы развития инновационной деятельности представили: заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков и начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Светлана Адреевская.
— отметила Светлана Ивановна.
После пленарного заседания работа продолжилась по шести направлениям инновационной деятельности. Тематические направления стажировки были одинаковы для обоих дней: современные подходы и инструменты оценки качества образования, региональная модель развития гуманитарного образования, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, региональная модель развития инженерно-технологического образования, система дополнительного образования детей, цифровая образовательная среда современной школы. Участники стажировки самостоятельно выбирали образовательный маршрут, на базе стажировочных площадок с коллегами работали педагоги-практики и представители СПб АППО.
— отметила заведующий Центром развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании Красноярского краевого института повышения квалификации Татьяна Молчанова.
В первый день стажировки опытом работы поделились шесть учреждений города: Центр оценки качества образования и информационных технологий, Вторая Санкт-Петербургская Гимназия, школа №616 Адмиралтейского района «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения “Динамика”», школа №334 Невского района, Эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, школа №255 Адмиралтейского района.
С краткой презентацией стажировочных площадок выступил профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) Виктор Виноградов.
13 мая, во второй день работы стажировки, опытом по развитию инновационной деятельности поделились следующие ведущие учреждения города: гимназия №284 Кировского района, гимназия №192 Калининского района, школа №755 «Региональный Центр аутизма», Инженерно-технологическая школа №777, лицей №590 Красносельского района и Академия талантов.
Завершающая пленарная сессия с последующим осмыслением результатов двух дней работы состоялась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. К обсуждению присоединились представители управленческих команд из Воронежской, Мурманской, Владимирской, Ленинградской, Ростовской, Липецкой и других областей страны, Республики Татарстан, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чувашской Республики, Краснодарского края и других регионов России.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Татьяна Говорушина, ректор СПб АППО. После обращения Татьяны Константиновны состоялись значимые выступления по теме встречи. Было отмечено, что эпидемия COVID-19 бросила вызов системе образования, и дистанционное обучение из возможного варианта получения знаний превратилось в необходимый (при определённых условиях). В докладе проректора по методической работе СПб АППО Юлии Глаголевой шла речь о региональном проекте по сопровождению обучения в смешанном формате (сочетание очного и семейного образования). В проекте приняли участие 2000 учителей, было подготовлено более 4500 видеуроков. Ссылка на Городской портал дистанционного обучения.
Об особенностях введения обновлённых ФГОС в Петербурге, управленческих решениях в контексте реализации стандартов рассказала заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования Ирина Муштавинская. Также Ирина Валентиновна поделилась с коллегами рекомендациями по введению ФГОС. Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС.
В выступлении профессора кафедры филологического образования СПб АППО Сергея Фёдорова речь шла о функциональной грамотности как стратегическом ориентире развития образования. Говоря о читательской грамотности, Сергей Владимирович оттолкнулся от идеи «весь мир есть текст», рассказал о символах Петербурга, связал их с историческим контекстом.
Особенности организации научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров представил заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров СПб АППО Александр Небренчин.
Насыщенная программа стажировки позволила участникам не только ознакомиться с новыми практиками, обменяться опытом, но и завести полезные знакомства. Так, директор школы №37 (Выборг) Наталия Данилова отмечает:
Санкт-Петербург всегда открыт для обмена опытом; обсуждения вызовов, которые стоят перед системой образования, возможных решений, перспектив развития. Ждём участников из регионов на следующих встречах!