27–28 октября 2025 года на базе СПб АППО имени К.Д. Ушинского и СПБ ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом», состоялась масштабная межрегиональная научно-практическая конференция «Помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации: проблемы и перспективы».
Организаторами выступили кафедра психологии СПб АППО имени К.Д. Ушинского и Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского -II.
День первый: Мастер-классы
Мастер-класс по работе с семьями в трудной жизненной ситуации с использованием метафорических ассоциативных карт.
- обсуждение специфики работы с семьями, переживающими эмоциональное и социальное напряжение;
- разбор принципов этичного и безопасного применения метафорических карт в практике;
- практические упражнения, направленные на развитие эмпатии и навыков доверительного общения.
- анализ реальных случаев из практики, демонстрирующих, как метафорические карты помогают выразить скрытые чувства, страхи и надежды.
Мастер-класс: «Мои ресурсы, смыслы, опоры»
- изучение экзистенциальных аспектов преодоления кризисов несовершеннолетними и их семьями.
- работа с глубокими и сложными темами жизненных вызовов была направлена на поиск и активацию личностных опор.
Мастер-класс о поддержке семей с детьми с ОВЗ, находящихся в кризисе:
- актуальные проблемы семей с детьми с ОВЗ, переживающих кризис;
- ознакомление с практическим опытом и эффективными методами поддержки таких семей;
- обсуждение комплексной помощи и системы сопровождения в сложных жизненных обстоятельствах.
День второй: пленарное заседание
Ключевые темы:
- диагностика трудных жизненных ситуаций;
- работа с последствиями насилия;
- поиск и формирование внутренних ресурсов у подростков и их семей.
Спикеры: Г.Л. Бардиер, Р.Р. Галияхметова, И.А. Храмцова, Н.И. Слободчикова, М.А. Медведева, Сампайу Антеро да Клуш.
Теоретические выступления гармонично сочетались с анализом реальных практических кейсов из опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы и Республики Саха (Якутия). Конференция стала важным шагом в развитии системы психолого-педагогической помощи.


