Кафедра филологического образования
Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13,
№ кабинетов: 511, 514
: 409-82-56
: kfo-appo@yandex.ru
: Петербургский клуб словесников
Состав кафедры
Дни и часы приема:
Понедельник c 14.00 до 17.00; четверг с 14.00 до 17.00
Заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук.
Является автором 37 научно-методических работ (7 статей, 3 пособия – в печати), из них – 1 статья в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Шерстобитова И.А. является автором методического пособия «Естествознание 10-11. Концептуальный анализ учебного текста»; участвовала в подготовке УМК интегрированного курса «Естествознание» для 10-11 классов. В настоящее время работает над пособием «Поликультурное образование: диалог культур и билингварное обучение».Работы Шерстобитовой И.А. посвящены актуальным проблемам образования и охватывают широкий круг смежных вопросов. Среди них технология концептуального анализа учебного текста, технологии обучения инофонов и интеркультурная компетентность педагога, гуманитаризация естественно-научного образования, интеллектуально-речевая культура современного учителя, управление инновациями, конкурсное движение.
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения русскому языку и литературе, интеграция гуманитарного и естественно-научного образования, обучение инофонов и билингвов
Дни и часы приема:
Константин Вячеславович
Преподаватель
Дни и часы приема:
Понедельник – четверг, с 11.00 до 13.00 и понедельник, вторник, пятница с 14.00 до 16.00
Мария
Борисовна
доцент, кандидат педагогических наук.
Закончила Ленинградский государственный университет по специальности филолог-русист. В АППО работает с 1992 года. Защитила диссертацию “Школа С.А. Рачинского как педагогическая система”
Автор статей по методике преподавания литературы. Соавтор учебников по литературе: М.Г. Белова, М.Б. Багге Литература 5 -9 классы. М.: Дрофа, 2004 -2011гг.
Автор пособий по подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения литературе и русскому языку
Дни и часы приема:
Вторник: 14-00 – 17-00 Среда: 10-00 – 13-00 Четверг: 18-00 – 19-00
Сергей Владимирович
доцент, кандидат педагогических наук.
Ученик Ираиды Серафимовны Грачевой, выпускник филологического факультета СПбГУ, где специализировался в области медиевистики и дрвнерусской литерауры. С 1983 года работает учителем словесности, с 1989 по 2004 преподавал методику преподавания литературы на филологическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. С 2005 года работает в СПб АППО. Автор около 100 научных статей и публикаций и 4-х монографий, три написаны в соавторстве. Работает над докторской диссертацией по теме: “Стратегия и тактика формирования культурной памяти учащихся в системе гуманитарного образования”.Сфера научных интересов: лингвокультурология, культурная антропология, семиотика культуры, литературная и педагогическая герменевтика, методика преподавания литерауры, ИТ в преподавании литературы.
Персональный сайт: http://fedorovsv.ru
Как учитель словесности разделяет убеждение А.С. Пушкина в том, что “Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Как ученый совершенно согласен с утверждением Л. Ландау: “Истребление зануд — долг каждого порядочного человека”, особенно в педагогике.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения литературе, информационные технологии в преподавании литературы, семиотика культуры, культурная антропология
Юрьевна
Дни и часы приема:
Галина
Львовна
Доцент, к.п.н.
Дни и часы приема:
Елена
Васильевна
Доцент, к.п.н., Поч.ГР.МО
Дни и часы приема:
Вторник – пятница, с 11.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00
Ольга
Васильевна
Дни и часы приема:
Мария
Ивановна
преподаватель, менеджер кафедры
Дни и часы приема:
Алена
Игоревна
преподаватель
ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва при поддержке ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), СПб АППО и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга напоминает о завершении заочного этапа региональной конференции исследовательских, творческих работ и проектов в области гуманитарной культуры «ЛИХАЧЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ». |
Срок подачи исследовательских и творческих работ – до 18 февраля 2022 г. на электронную почту конференции: smailmary80@yandex.ru . |
Итоги заочного этапа будут опубликованы 25 февраля на сайте ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва: http://sch047.petersburgedu.ru/. |
Победители заочного этапа получат приглашение на участие в финальном очном этапе конференции. Защита творческих работ и проектов, прошедших в заочный этап, и награждение лауреатов и участников Конференции состоится 28 февраля 2022 г. в ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва (г. Санкт- Петербург, ул. Плуталова, д. 24). Начало в 15:00. |
По всем вопросам обращаться в оргкомитет конференции по адресу: dzyubaeo@mail.ru |
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Багге М.Б.. Федоров С.В. Работа с концептом на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения. // Проблемы современного педагогического образования 63-4. / Сб. научных трудов, Ялта, 2019. С. 11-15 (ВАК)
- Малкова Ю.В. Развитие концептуального мышления. Проблемы современного педагогического образования 63-1. / Сб. научных трудов, Ялта, 2019. С. 185-189. (ВАК).
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Свирина Н.М. Аргументы современных подростков «ЗА» и «ПРОТИВ» чтения. // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе./ Сб. научных статей по итогам IX Международной научно-практической конференции./ Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. СПб.: Издательство ЛЕМА, 2018. С. 54-57.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективное использование результатов оценки качества образования» (СПб., СПб АППО, 27 марта 2018 г.). Тема доклада: “Анализ результатов ГИА по литературе как инструмент разработки методических рекомендаций по литературному развитию учащихся”.
- Малкова Ю.В. Всероссийская конференция «Эффективное использование результатов оценки качества образования» СПб., СПб АППО, 27 марта 2018 г.). Тема доклада: «Анализ результатов диагностики профессиональных компетенций учителя словесности»
- Малкова Ю.В. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.). Тема доклада: «Читательский дневник в школе как культурный ресурс».
- Свирина Н.М. Живая классика: III Международный Форум (21-24 сентября 2018 г.). Тема доклада: «Современная детская литература и вызовы времени: темы, герои, тенденции».
- Свирина Н.М. Диалог культур в современном школьном образовании: XV научно-практическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья (СПб7, 29-30 октября 2018 г.). Тема доклада: «Диалог культур в текстовой деятельности школьников: возможности, новые решения, перспективы».
- Свирина Н.М. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.). Тема доклада: «Обсуждение со школьниками произведений современной литературы: обзор книжных новинок, проблематика».
- Федоров С.В. II Всероссийская научно-практическая конференция Неоклассическая дидактика в условиях реализации ФГОС ОО» (СПб., СПб АППО, 26 марта 2018 г.) Тема доклада: «Новые образовательные практики: потребность или мода?»
- Федоров С.В. «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» Международная научно-практическая конференция (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.) Тема доклада: «Дихотомия предмета «Литература» (школьное литературоведение – искусство) и критерии литературного развития учащихся».
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Свирина Н.М. Методические ресурсы и педагогические возможности современных интеллектуальных литературных игр для старшеклассников. // Непрерывное образование. № 1. (19). С. 13-23.
- Свирина Н.М. Аргументации в пользу культуры как фоновые представления старшеклассников: результаты сравнительного анализа. // Филологический класс. 2017. № 1 (47). С. 12-18. (ВАК)
- Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ. // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 64-72. (ВАК)
Монографии
- Бабурина М.А. «На перекрестках времен…» (опыт концептуального анализа стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет») // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 239–247.
- Багге М.Б. Работа с концептом на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения. // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 258–272.
- Малкова Ю.В. От метафорического портрета к эссе: развитие концептуального мышления школьников. // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 146–166.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. X Всероссийская научно-практическая конференция «Культурно-образовательные практики: подходы к проектированию и реализации» (СПб., СПБ АППО, 19-20 мая, 2017 г.). Тема доклада: Стратегия медленного чтения как элемент эстетического и духовного развития старших школьников»
- Багге М.Б. Работа с концептом на уроке литературы как средство достижения понимания идеи произведения// Текст культуры и культура текста: сборник материалов IV Международного педагогического форума (16-17 октября 2017 г., Сочи). Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. – СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2017. – С.10-14.
- Багге М.Б. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Организация исследовательской деятельности школьников как способа литературного и речевого развития».
- Малкова Ю.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Я в мир удивительный этот пришел…» (7 декабря 2017 г.). Тема доклада: «Учить удивляться – новая педагогическая задача»
- Малкова Ю.В. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г). Тема доклада: «Развитие интереса к чтению в старшей школе через систему проблемных вопросов».
- Свирина Н.М. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб7, СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Анализ современной литературы для школьников с точки зрения приоритетного чтения (5-11 кл.)»
- Свирина Н.М. XIV научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья (СПб., 1-2 ноября 2017 г.). Тема доклада: «Продуктивные педагогические практики отечественной школы».
- Федоров С.В. Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: Международная научно-практическая конференция (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Как вырастить читающего человека».
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Багге М.Б. Освоение «трудных тем» школьной программы как профессиональная компетенция учителя: житийная литература в школьной программе. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 22-30 (ВАК)
- Багге М.Б. Понимание авторской мысли как основа литературного образования школьника. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 61-69. (ВАК)
- Багге М.Б. Исторический комментарий на уроках литературы // Проблемы современного педагогического образования 52-5 сб. научных трудов, Ялта, 2016 с.40-47 (ВАК)
- Свирина Н.М. О взаимосвязи развития читательской интуиции с умением школьников аргументировать (часть первая). // Школьные технологии. 2016. № 2. С. 86-96. (ВАК)
- Свирина Н.М. О взаимосвязи развития читательской интуиции с умением школьников аргументировать (часть вторая). // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 102-112. (ВАК)
- Свирина Н.М. Мастерская современного учителя. // Школьные технологии. 2016. № 2. С. 141-147. (ВАК)
- Как изменяется педагогический арсенал учителя? // Народное образование. 2016. № 6 (1457). С. 92-99. (ВАК)
- Федоров С.В. Языковая рефлексия как инструмент формирования культурной памяти. // На путях к новой школе. 2016. № 3. С. 58-60.
- Федоров С.В. Стратегия формирования культурной памяти учащихся и ее реализация в образовательном процессе гимназии. // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 3(33). С. 61-71.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. Всероссийская научно-практическая филологическая конференция «Современный ученик в пространстве обучения языкам и литературе: личность – культура – образ мира» (СПб.6 СПб АППО, 26-27 июня, 2016 г.). Тема доклада: «Технологии формирования языковой личности старших школьников в процессе интерпретации произведений русской классической литературы»
- Багге М.Б. VII международная научно-практическая конференция «Философия – Детям: рациональное и эмоциональное» (СПб., СПб АППО, 4-5 ноября 2016 г.). Тема доклада: «Мир чувств героев и стихия жизни в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Малкова Ю.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Я в мир удивительный этот пришел…» (СПб., СПб АППО, 7 декабря 2016 г.). Тема доклада: «Феномен детской филологической одарённости».
- Малкова Ю.В. VII международная научно-практическая конференция «Философия – Детям: рациональное и эмоциональное» (СПб7, СПб АППО, 4-5 ноября 2016 г.). Тема доклада: «Формирование эмоциональной картины мира подростка как фактор духовного развития».
- Федоров С.В. Служба практической психологии в системе образования: Достижения и перспективы развития: XX международная научно-практическая конференция (11-12 февраля 2016 г.) СПб АППО, СПб.) Тема доклада: «Составление «партитуры чувств» лирического произведения как прием формирования эмоциональной картины мира читателя-школьника».
- Федоров С.В. Современный ученик в пространстве обучения языкам и литературе: личность – культура – образ мира: Всероссийская научно-практическая филологическая конференция (26-27 июня 2016 г.). Тема доклада: «Понимание художественного текста: конфликты и решения».
17.12.2019 Семинар для методистов, учителей русского языка и литературы «ГИА 2019 года: актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку». Материалы семинара: ОГЭ 2020 Григорьева Н.В. ОГЭ 2020 часть 2 Гвоздинская Л.Г. |
19.11.2019 Семинар для учителей русского языка «Практические аспекты подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по русскому языку в 2019-2020 учебном году» Материалы выступлений |
Материалы семинара по подготовке к ОГЭ по литературе 22.01.2020 |
2019 ЕГЭ и ОГЭ по литературе-1 |
2019 ЕГЭ и ОГЭ по литературе-2 |
Городской конкурс художественного перевода национальной литературы на русский язык проводится уже не первый год и является формой реализации национальной политики в школе, направленной на укрепление единства многонационального народа России.
Конкурс реализуется с целью сконцентрировать внимание обучающихся на ценностях родного и русского языков, а также на исторической и духовной общности народов и культур России
Задачи Конкурса:
- дать возможность лицам, участвующим в Конкурсе, проявить себя в литературном творчестве;
- помочь обучающимся, их родителям, педагогическим работникам осознать роль русского языка как языка межнационального общения.
Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся и взрослых участников Конкурса:
- обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных организаций;
- обучающиеся 5-8 классов общеобразовательных организаций;
- обучающиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций;
- обучающиеся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
- учителя, преподаватели образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования и(или) среднего профессионального образования;
- родители обучающихся, для которых русский язык не является родным.
1-й этап (школьный) конкурса организуется и проводится образовательными организациями Санкт-Петербурга, реализующими программы общего образования или среднего профессионального образования.
2-й этап (районный) конкурса организуется районными Информационно-методическими центрами районов Санкт-Петербурга. Победители районного этапа олимпиады становятся участниками 3-го (городского) этапа олимпиады
3-й этап (городской) конкурса проводится в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО) по адресу: ул. Ломоносова 11-13.
- Введение
- Направления
- Методические рекомендации
- Современная литература для сочинения
- Направление «Мечта и реальность»
- Направление «Искусство и ремесло» презентация
- Направление «Искусство и ремесло» текст
- Распоряжение Комитета по образованию 1052-р от 05.04.2019 Об утверждении Порядка проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2019 году
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2019 году
- Критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах
- Методические рекомендации
- Темы сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов 2019 год
Итоги ОГЭ по литературе в Санкт-Петербурге в 2022 г.
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по итогам ГИА-9 (литература) в 2024 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие: Маканина Светлана Ивановна, заместитель председателя ПК по литературе;Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО.
Вебинары для методических объединений, учителей-предметников по итогам ГИА-11 (русский язык) в 2024 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие: Зверева Любовь Николаевна, заместитель председателя ПК ЕГЭ по русскому языку.Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по итогам ГИА (литература) в 2024 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие: Молодец Ольга Борисовна, заместитель председателя ПК по литературе; Кочетова Елена Васильевна, доцент кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по итогам ГИА-9 (русский язык) в 2024 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие: Сидорова Наталья Юрьевна, Вяткина Ирина Сергеевна, заместители председателя предметной комиссии по русскому языку ОГЭ.Малышева Ирина Юрьевна, доцент кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.
«Особенности контрольно-измерительных материалов по литературе в 2024 году» с участием руководителей предметных комиссий
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по подготовке к ГИА-11 в 2024 году Ведущие: Гораш Любовь Владимировна, председатель ПК; Кочетова Елена Васильевна, доцент КФО
«Особенности контрольно-измерительных материалов по русскому языку в 2024 году» с участием руководителей предметных комиссий
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по подготовке к ГИА-11 в 2024 году. Ведущие: Амерханова Марина Николаевна, заместитель председателя ПК; Вирина Галина Львовна, доцент КФО
«Особенности контрольно-измерительных материалов по русскому языку в 2024 году» с участием руководителей предметных комиссий
Вебинар для руководителей методических объединений, учителей-предметников по подготовке к ГИА-11 в 2024 году. Ведущие: Зверева Любовь Николаевна, заместитель председателя ПК; Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий КФО
О подготовке к проведению и проверке итогового собеседования по русскому языку
Ведущий: Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий КФО
Вебинар для учителей русского языка и литературы «О подготовке к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)»
Ведущий: Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО