Кафедра филологического образования
Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13,
№ кабинетов: 511, 514
: 409-82-56
: kfo-appo@yandex.ru
: Петербургский клуб словесников
: YouTube-канал кафедры филологического образования
Состав кафедры

Дни и часы приема:
Понедельник c 14.00 до 17.00; четверг с 14.00 до 17.00
Заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук.
Является автором 37 научно-методических работ (7 статей, 3 пособия – в печати), из них – 1 статья в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Шерстобитова И.А. является автором методического пособия «Естествознание 10-11. Концептуальный анализ учебного текста»; участвовала в подготовке УМК интегрированного курса «Естествознание» для 10-11 классов. В настоящее время работает над пособием «Поликультурное образование: диалог культур и билингварное обучение».Работы Шерстобитовой И.А. посвящены актуальным проблемам образования и охватывают широкий круг смежных вопросов. Среди них технология концептуального анализа учебного текста, технологии обучения инофонов и интеркультурная компетентность педагога, гуманитаризация естественно-научного образования, интеллектуально-речевая культура современного учителя, управление инновациями, конкурсное движение.
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения русскому языку и литературе, интеграция гуманитарного и естественно-научного образования, обучение инофонов и билингвов

Дни и часы приема:
Понедельник с 10.00 до 14.00; вторник с 11.00 до 18.00.
Юлия Владиславовна
доцент, кандидат филологических наук.
Педагогический стаж работы в школах и вузах – 20 лет. Защитила диссертацию: «Мифологизм в творчестве М.И.Цветаевой». Автор статей по культуре серебряного века. Автор пособия для младших школьников «Умный читатель» (М., 1999). В настоящее время работает над учебно-методическим комплексом по литературе под редакцией И.Н.Сухих (издательство «Академия»).
Преподаваемая дисциплина:
“Практические аспекты преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС” Научные интересы: речемыслительная деятельность учащихся, психологические механизмы коммуникации, прикладная лингвистика, современная риторика, поэтика поэзии, мифология.

Дни и часы приема:
Понедельник - четверг, с 11.00 до 13.00 и понедельник, вторник, пятница с 14.00 до 16.00
Мария
Борисовна
доцент, кандидат педагогических наук.
Закончила Ленинградский государственный университет по специальности филолог-русист. В АППО работает с 1992 года. Защитила диссертацию “Школа С.А. Рачинского как педагогическая система”
Автор статей по методике преподавания литературы. Соавтор учебников по литературе: М.Г. Белова, М.Б. Багге Литература 5 -9 классы. М.: Дрофа, 2004 -2011гг.
Автор пособий по подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения литературе и русскому языку

Дни и часы приема:
Вторник: 14-00 – 17-00 Среда: 10-00 – 13-00 Четверг: 18-00 – 19-00
Сергей Владимирович
доцент, кандидат педагогических наук.
Ученик Ираиды Серафимовны Грачевой, выпускник филологического факультета СПбГУ, где специализировался в области медиевистики и дрвнерусской литерауры. С 1983 года работает учителем словесности, с 1989 по 2004 преподавал методику преподавания литературы на филологическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. С 2005 года работает в СПб АППО. Автор около 100 научных статей и публикаций и 4-х монографий, три написаны в соавторстве. Работает над докторской диссертацией по теме: “Стратегия и тактика формирования культурной памяти учащихся в системе гуманитарного образования”.Сфера научных интересов: лингвокультурология, культурная антропология, семиотика культуры, литературная и педагогическая герменевтика, методика преподавания литерауры, ИТ в преподавании литературы.
Персональный сайт: http://fedorovsv.ru
Как учитель словесности разделяет убеждение А.С. Пушкина в том, что “Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Как ученый совершенно согласен с утверждением Л. Ландау: “Истребление зануд — долг каждого порядочного человека”, особенно в педагогике.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения литературе, информационные технологии в преподавании литературы, семиотика культуры, культурная антропология

Юрьевна

Дни и часы приема:
Галина
Львовна
Доцент, к.п.н.

Дни и часы приема:
Елена
Васильевна
Доцент, к.п.н., Поч.ГР.МО

Дни и часы приема:
Вторник - пятница, с 11.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00
Ольга
Васильевна
преподаватель, кандидат педагогических наук. Работает над научно-исследовательской темой «Развитие толерантности у учащихся в условиях педагогических мастерских». Ведет руководство экспериментальной работой в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Подмосковья, Усть-Илимска. Редактирует и подготавливает публикации учителей, занимающихся технологией педагогических мастерских различной типологии. Организатор обучающих семинаров во многих городах России и ближнего зарубежья. Организатор российско-французских семинаров, участник российско-датских, российско-швейцарских и других международных семинаров и конференций. Автор учебников и методических пособий, среди которых:История Отечества. XX век (10 – 11 кл.): Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2003.Инновационные технологии Петербургской современной школы: анализ, проблемы, перспективы: Методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2010. Преподаваемая дисциплина: Инновационные педагогические технологии – педагогическая мастерская как образовательная технология

Дни и часы приема:
преподаватель кафедры
ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва при поддержке ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), СПб АППО и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга напоминает о завершении заочного этапа региональной конференции исследовательских, творческих работ и проектов в области гуманитарной культуры «ЛИХАЧЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ». |
Срок подачи исследовательских и творческих работ – до 18 февраля 2022 г. на электронную почту конференции: smailmary80@yandex.ru . |
Итоги заочного этапа будут опубликованы 25 февраля на сайте ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва: http://sch047.petersburgedu.ru/. |
Победители заочного этапа получат приглашение на участие в финальном очном этапе конференции. Защита творческих работ и проектов, прошедших в заочный этап, и награждение лауреатов и участников Конференции состоится 28 февраля 2022 г. в ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачёва (г. Санкт- Петербург, ул. Плуталова, д. 24). Начало в 15:00. |
Все основные положения Конференции, пояснения и комментарии по тематике секций размещены на youtube-канале школы по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=YDfAvmFFeKY |
По всем вопросам обращаться в оргкомитет конференции по адресу: dzyubaeo@mail.ru |
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Багге М.Б.. Федоров С.В. Работа с концептом на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения. // Проблемы современного педагогического образования 63-4. / Сб. научных трудов, Ялта, 2019. С. 11-15 (ВАК)
- Малкова Ю.В. Развитие концептуального мышления. Проблемы современного педагогического образования 63-1. / Сб. научных трудов, Ялта, 2019. С. 185-189. (ВАК).
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Свирина Н.М. Аргументы современных подростков «ЗА» и «ПРОТИВ» чтения. // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе./ Сб. научных статей по итогам IX Международной научно-практической конференции./ Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. СПб.: Издательство ЛЕМА, 2018. С. 54-57.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективное использование результатов оценки качества образования» (СПб., СПб АППО, 27 марта 2018 г.). Тема доклада: “Анализ результатов ГИА по литературе как инструмент разработки методических рекомендаций по литературному развитию учащихся”.
- Малкова Ю.В. Всероссийская конференция «Эффективное использование результатов оценки качества образования» СПб., СПб АППО, 27 марта 2018 г.). Тема доклада: «Анализ результатов диагностики профессиональных компетенций учителя словесности»
- Малкова Ю.В. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.). Тема доклада: «Читательский дневник в школе как культурный ресурс».
- Свирина Н.М. Живая классика: III Международный Форум (21-24 сентября 2018 г.). Тема доклада: «Современная детская литература и вызовы времени: темы, герои, тенденции».
- Свирина Н.М. Диалог культур в современном школьном образовании: XV научно-практическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья (СПб7, 29-30 октября 2018 г.). Тема доклада: «Диалог культур в текстовой деятельности школьников: возможности, новые решения, перспективы».
- Свирина Н.М. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.). Тема доклада: «Обсуждение со школьниками произведений современной литературы: обзор книжных новинок, проблематика».
- Федоров С.В. II Всероссийская научно-практическая конференция Неоклассическая дидактика в условиях реализации ФГОС ОО» (СПб., СПб АППО, 26 марта 2018 г.) Тема доклада: «Новые образовательные практики: потребность или мода?»
- Федоров С.В. «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» Международная научно-практическая конференция (СПб., СПб АППО, 23-24 апреля 2018 г.) Тема доклада: «Дихотомия предмета «Литература» (школьное литературоведение – искусство) и критерии литературного развития учащихся».
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Свирина Н.М. Методические ресурсы и педагогические возможности современных интеллектуальных литературных игр для старшеклассников. // Непрерывное образование. № 1. (19). С. 13-23.
- Свирина Н.М. Аргументации в пользу культуры как фоновые представления старшеклассников: результаты сравнительного анализа. // Филологический класс. 2017. № 1 (47). С. 12-18. (ВАК)
- Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ. // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 64-72. (ВАК)
Монографии
- Бабурина М.А. «На перекрестках времен…» (опыт концептуального анализа стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет») // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 239–247.
- Багге М.Б. Работа с концептом на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения. // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 258–272.
- Малкова Ю.В. От метафорического портрета к эссе: развитие концептуального мышления школьников. // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: коллективная монография/ Науч. Ред. Н.Л. Мишатина. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 146–166.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. X Всероссийская научно-практическая конференция «Культурно-образовательные практики: подходы к проектированию и реализации» (СПб., СПБ АППО, 19-20 мая, 2017 г.). Тема доклада: Стратегия медленного чтения как элемент эстетического и духовного развития старших школьников»
- Багге М.Б. Работа с концептом на уроке литературы как средство достижения понимания идеи произведения// Текст культуры и культура текста: сборник материалов IV Международного педагогического форума (16-17 октября 2017 г., Сочи). Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. – СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2017. – С.10-14.
- Багге М.Б. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Организация исследовательской деятельности школьников как способа литературного и речевого развития».
- Малкова Ю.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Я в мир удивительный этот пришел…» (7 декабря 2017 г.). Тема доклада: «Учить удивляться – новая педагогическая задача»
- Малкова Ю.В. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г). Тема доклада: «Развитие интереса к чтению в старшей школе через систему проблемных вопросов».
- Свирина Н.М. Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» (СПб7, СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Анализ современной литературы для школьников с точки зрения приоритетного чтения (5-11 кл.)»
- Свирина Н.М. XIV научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья (СПб., 1-2 ноября 2017 г.). Тема доклада: «Продуктивные педагогические практики отечественной школы».
- Федоров С.В. Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: Международная научно-практическая конференция (СПб., СПб АППО, 20-21 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Как вырастить читающего человека».
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
- Багге М.Б. Освоение «трудных тем» школьной программы как профессиональная компетенция учителя: житийная литература в школьной программе. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 22-30 (ВАК)
- Багге М.Б. Понимание авторской мысли как основа литературного образования школьника. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 61-69. (ВАК)
- Багге М.Б. Исторический комментарий на уроках литературы // Проблемы современного педагогического образования 52-5 сб. научных трудов, Ялта, 2016 с.40-47 (ВАК)
- Свирина Н.М. О взаимосвязи развития читательской интуиции с умением школьников аргументировать (часть первая). // Школьные технологии. 2016. № 2. С. 86-96. (ВАК)
- Свирина Н.М. О взаимосвязи развития читательской интуиции с умением школьников аргументировать (часть вторая). // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 102-112. (ВАК)
- Свирина Н.М. Мастерская современного учителя. // Школьные технологии. 2016. № 2. С. 141-147. (ВАК)
- Как изменяется педагогический арсенал учителя? // Народное образование. 2016. № 6 (1457). С. 92-99. (ВАК)
- Федоров С.В. Языковая рефлексия как инструмент формирования культурной памяти. // На путях к новой школе. 2016. № 3. С. 58-60.
- Федоров С.В. Стратегия формирования культурной памяти учащихся и ее реализация в образовательном процессе гимназии. // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 3(33). С. 61-71.
Конференции разного уровня
- Багге М.Б. Всероссийская научно-практическая филологическая конференция «Современный ученик в пространстве обучения языкам и литературе: личность – культура – образ мира» (СПб.6 СПб АППО, 26-27 июня, 2016 г.). Тема доклада: «Технологии формирования языковой личности старших школьников в процессе интерпретации произведений русской классической литературы»
- Багге М.Б. VII международная научно-практическая конференция «Философия – Детям: рациональное и эмоциональное» (СПб., СПб АППО, 4-5 ноября 2016 г.). Тема доклада: «Мир чувств героев и стихия жизни в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Малкова Ю.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Я в мир удивительный этот пришел…» (СПб., СПб АППО, 7 декабря 2016 г.). Тема доклада: «Феномен детской филологической одарённости».
- Малкова Ю.В. VII международная научно-практическая конференция «Философия – Детям: рациональное и эмоциональное» (СПб7, СПб АППО, 4-5 ноября 2016 г.). Тема доклада: «Формирование эмоциональной картины мира подростка как фактор духовного развития».
- Федоров С.В. Служба практической психологии в системе образования: Достижения и перспективы развития: XX международная научно-практическая конференция (11-12 февраля 2016 г.) СПб АППО, СПб.) Тема доклада: «Составление «партитуры чувств» лирического произведения как прием формирования эмоциональной картины мира читателя-школьника».
- Федоров С.В. Современный ученик в пространстве обучения языкам и литературе: личность – культура – образ мира: Всероссийская научно-практическая филологическая конференция (26-27 июня 2016 г.). Тема доклада: «Понимание художественного текста: конфликты и решения».
17.12.2019 Семинар для методистов, учителей русского языка и литературы «ГИА 2019 года: актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку». Материалы семинара: ОГЭ 2020 Григорьева Н.В. ОГЭ 2020 часть 2 Гвоздинская Л.Г. |
19.11.2019 Семинар для учителей русского языка «Практические аспекты подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по русскому языку в 2019-2020 учебном году» Материалы выступлений |
21.01.2019 Вебинар для экзаменаторов собеседников « ИС по русскому языку в 9-х классах в 2019 году» |
22.01.2019 Вебинар для экспертов, оценивающих учащихся «ИС по русскому языку в 9-х классах в 2019 году» |
“Анализ заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 2015-2016 учебном году” |
- Введение
- Направления
- Методические рекомендации
- Современная литература для сочинения
- Направление «Мечта и реальность»
- Направление «Искусство и ремесло» презентация
- Направление «Искусство и ремесло» текст
- Распоряжение Комитета по образованию 1052-р от 05.04.2019 Об утверждении Порядка проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2019 году
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2019 году
- Критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах
- Методические рекомендации
- Темы сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов 2019 год
Семинар «Моделирование урочной деятельности в классах поликультурного состава: традиции и инновации» 03.11.2020 |
Заседание-семинар ППО “Поликультурное образование Санкт-Петербурга |
Итоги ОГЭ по литературе в Санкт-Петербурге в 2022 г.
Вебинар для учителей русского языка и литературы «О подготовке к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)»
Ведущий: Шерстобитова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО
Узнать больше »Вебинар для методических объединений, учителей-предметников по итогам ОГЭ-9 по русскому языку в 2023 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие:Григорьева Наталья Владимировна, председатель ПК ОГЭ по русскому языкуМалышева Ирина Юрьевна, доцент кафедры филологического образования, к.п.н.
Узнать больше »Вебинар для методических объединений, учителей-предметников по итогам ЕГЭ-11 по русскому языку в 2023 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие:Зверева Любовь Николаевна, заместитель председателя ПК (русский язык)Белокурова Светлана Павловна, заместитель председателя ПК (русский язык)Вирина Галина Львовна, доцент кафедры филологического образования, к. филолог. наук
Узнать больше »Вебинар для методических объединений, учителей-предметников по итогам ОГЭ-9 по литературе в 2023 году с участием руководителей предметных комиссий
Ведущие:Гораш Любовь Владимировна, председатель ПК ОГЭ по литературеВирина Галина Львовна, доцент кафедры филологического образования, к.филолог. наук
Узнать больше »Особенности контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
Научно-методический семинар. Аудитория № 105 СПб АППО Ведущие: Дополнительную информацию можно узнать у сотрудников кафедры филологического образования СПб АППО
Узнать больше »Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Ведущие: Григорьева Н.В., председатель ПК; Шерстобитова И.А., к.п.н., заведующий кафедрой филологического образования ГБУ ДПО СПб АППО
Узнать больше »Подготовка к ОГЭ по литературе
Ведущий: Гораш Л.В., председатель ПК
Узнать больше »Подготовка к ЕГЭ по литературе
Ведущие: Багге М.Б., к.п.н., доцент кафедры филологического образования ГБУ ДПО СПб АППО; Молодец О.Б., заместитель председателя РПК
Узнать больше »Итоговое собеседование: подготовка и проведение
Ведущий: Шерстобитова Ирина Анатольевна
Узнать больше »