Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13,
кабинет 303; 304
: 409-80-79
: kpos@spbappo.ru
У кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека два дня рождения:
– 2 сентября 1996 года в структуре Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства появилась новая научная структура -кафедра экологического образования. В состав кафедры в разные годы входили известные ученые-специалисты в области экологии и экологического образования: д.ф./м.н, профессор В.Г.Морачевский; д.п.н., профессор А.И.Чистобаев; д.п.н., профессор И.Н.Пономарева; д.п.н., профессор Ю.А.Гагин. , д.б.н., профессор А.К.Бродский, д.физ.-мат.н.,профессор В.Г.Горшков, д.г.н., профессор С.Б. Лавров, д.ф.н., д.эк.н., профессор А.И.Субетто, д.г.н., профессор Г.К.Осипов и др..
– 23 ноября 2007 года кафедра экологического образования переименована в кафедру педагогики окружающей среды. безопасности и здоровья человека.
Сегодня сотрудники кафедры разрабатывают ключевые направления становления педагогики окружающей среды и устойчивого развития, педагогики безопасности, педагогики здоровья и физической культуры.
На кафедре созданы и активно функционируют педагогические сообщества в форме методических объединений педагогов Санкт-Петербурга. Это «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития “, «Здоровье в семье и школе», «Основы безопасности жизнедеятельности», “Физическая культура”
Состав кафедры
Дни и часы приема вторник с 15.00 до 18.00.
Татьяна
Викторовна
Заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Служба здоровья ОУ
Дни и часы приема: Среда 15.00-18.00
Сергей
Владимирович
доктор педагогических наук, профессор
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика экологического образования. Образование для устойчивого развития. Теория и методика обучения ОБЖ. Квалитология и квалиметрия. Педагогическая инноватика
Дни и часы приема: Четверг 15.00 – 18.00
Эльвира
Васильевна
Кандидат биологических наук, профессор.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика экологического образования. Экология города. Природное и культурное наследие Санкт-Петербурга. Эколого-образовательная проектная деятельность. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
Дни и часы приема:
Нина
Павловна
Профессор, д.мед.н., Поч.раб.ОО РФ
Дни и часы приема: Вторник 15:00-17:00
Галина
Анатольевна
канд. пед. наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Безопасность и здоровье человека; Здоровьесберегающие образовательные технологии; методика обучения и воспитания БЖ
Дни и часы приема: Среда 15.00 – 18.00
Людмила
Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Педагогика и психология безопасности. Превентология и экологическая психология
Дни и часы приема четверг с 15.00 до 18.00.
Елена
Владимировна
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика экологического образования и просвещения. Природопользование. Экологический мониторинг. Волонтерская деятельность в ОУ.
Дни и часы приема: Вторник 15.00 – 18.00
Елена
Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Современный подход к преподаванию физической культуры в ОУ
Дни и часы приема: Четверг 15.00 – 18.00
Марк
Арнольдович
Старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Здоровьесозидающая деятельность педагога. Основы медицинских знаний. Здоровье педагога
Дни и часы приема: Вторник 15.00 - 18.00
Сергей
Александрович
Старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Вопросы преподавания частных методик ОБЖ
Дни и часы приема:
вторник с 15:00 до 18:00
Виктор
Николаевич
профессор, доктор педагогических наук, доцент
Сфера научных интересов:
Проектная и исследовательская деятельности учащихся в школе и дополнительном образовании детей с позиций культурно-исторического подхода.
Формирование инженерного мышления учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования детей технической направленности. Содержание и технологии реализации внеурочной деятельности. Обучение учащихся практическому применению физико-химических знаний, выполнению правил техники безопасности при работах по химии, решению расчетных задач по химии.
Дни и часы приема: вторник с 15.00 до 18.00
Ольга
Викторовна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика преподавания физической культуры по ФГОС
Дни и часы приема вторник с 15.00 до 18.00.
Ирина
Эмировна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Здоровьесберегающая деятельность в ОУ
Статьи:
- Алексеев С.В., БЕЗОПАСНАЯ И ЗДОРОВАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Сборник материалов XI Российского Форума «ПЕДИАТРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ» Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2019 года – СПб., 2019. – 214 с., С.8-14.
- Данченко С.П. О некоторых концептуальных проблемах развития преподавания ОБЖ//ОБЖ. Основы безопасности жизни, № 1, 2020
- Данченко С.П. Специфика обучения ОБЖ на этапе целеполагания//Педагогика, №3, 2020
- Костецкая Г.А. Как учить, чтобы научить? Опыт передовых методик//Основы безопасности жизнедеятельности. – №5 (245). – 2020. – С.22-24.
- Щуров, А.Г. О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма/А.Г. Щуров, А.С. Могельницкий, С.В. Матвеев, В.Г. Постоловский, Б.И. Херодинов//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020.– № 3 (181). – С. 509-513.
- Данченко С.П., Костецкая Г.А. Педагогика безопасности: о понятии «личность безопасного типа»//Педагогика. – 2021. – Т.85. – №2. – С.57-63.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций /С.В.Алексеев, С.П.Данченко, Г.А.Костецкая и др. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – 413с.
- Костецкая Г.А.Эксперимент воплощен в жизнь: ОБЖ против вредных привычек // Основы безопасности жизнедеятельности. – №2. – 2021. – С.27-29.
Монографии:
- Алексеев С.В., Ильин О.И., Интеграция формального и неформального образования- процессы и механизмы образования будущего//Трансформация социально- экономических процессов в современной России, коллективная монография/под общей редакцией-канд.соц.наук Э.И. Забневой, Ульяновск, Зебра, 2019, -209с. ( С.73- 81).
Конференции:
- Алексеев С.В. Психолого-педагогические аспекты инноваций в методике обучения студентов в области безопасности жизнедеятельности/ Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности (научно-практическая конференция 12-13 ноября 2019 г., РГПУ им. А.И.Герцена/под общ. ред. Э.М.Ребко, П.В.Станкевича, Казань, 2019.- 284с.С.24-27).
- Алексеев С.В.К вопросу об оценке инновационной здоровьесозидающей деятельности в школе/На пути к здоровой и безопасной школе : приоритеты качества образования, материалы IX Всероссийской научно- практической конференции 2020 года /под общей редакцией Г.А.Костецкой, М.Г.Колесниковой, И.Э.Велюго, СПб.: СПб АППО, 2020.-142с.(серия «Постдипломное образование педагога»), С.9-16.
- Алексеев С.В. Экологическая безопасность в образовательных организациях / IV межрегиональная конференция «Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста» для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, участвующих в международной программе «Эко-школы/Зелёный флаг», 29 сентября 2020г., Санкт-Петербург.
- Алексеев С.В. Социальные институты в профилактике вредных привычек./Региональная конференция “Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек», ЛОИРО, СПб., 8 октября 2020г.
- Алексеев С.В. Сопряжение образовательной среды и образовательной экосистемы на основе здоровьесозидающего подхода/Сборник материалов XIII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НА ПУТИ К ЗДОРОВОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЕ:ПРИОРИТЕТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ». ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА И ПЕДИАТРА» В РАМКАХ XII ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ПЕДИАТРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ», 25-26 сентября 2020г., . СПб, 2020, С.14-23
- Гущина Э.В. Вопросы продовольственной безопасности в образовании для устойчивого развития//Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3–4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С. В . Абрамова, Е. Н. Бояров; под ред.: О. А. Фёдорова, В. В. Моисеева. – Южно-Сахалинск: СахГУ , 2019. – С. 138-141. (230 с.)
- Данченко С.П. ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА ОБЖ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»/Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЯМ» 14-16 октября 2020 г.
- Данченко С.П. Курс ОБЖ в контексте педагогики безопасности/девятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ» 27 ноября 2020 года (г. Екатеринбург)
- Костецкая Г.А. Безопасная и здоровьесозидающая образовательная среда как приоритет современной школы//На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции 2020 года/под общей ред.Г.А. Костецкой, М.Г. Колесниковой, И.Э. Велюго. – СПб АППО, 2020. – С.41-49.
- Костецкая Г.А. Безопасная и здоровьесозидающая образовательная среда: о результатах социологического исследования в школах Санкт-Петербурга//Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции «На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования». Взгляд педагога и педиатра. В рамках XII Всероссийского Форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2020 г. – СПб., 2020. – С.133-137.
- Костецкая Г.А. Здоровьесозидание в петербургской школе: подведем некоторые итоги//Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 г.)/Рос. гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена; [под ред. П. В. Станкевича, Э. М. Ребко, В. Р. Фугаевой]. – Казань : Бук, 2020. – С.126-131. – Текст: электронный
- Костецкая Г.А. Инновации в обучении ОБЖ: к вопросу о восприятии педагогами//30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: сборник материалов научно-практической конференции (17 ноября 2021 года)/Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; под общ. ред. П.В. Станкевича, Т.В. Вилейто, С.А. Купцовой, Т.А. Спицыной. – Казань : Бук, 2021. – С.148-151.
Статьи:
- Алексеев С. В., Оганов Р. С. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ//Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (26), 2019, DOI: 15393/j5.art.2019.4665 (ВАК)
- Алексеев С.В., Богатенкова Н.В. Проект « Школьный экологический сертификат» в Санкт-Петербурге // Окружающая среда Санкт-Петербурга, 2019, №2 (12), С.125-130.
- Алексеев С.В.ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ :ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ/ Экопсихологические исследования-6:экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей/отв.ред.В.И.Панов.-М.:ФГБНУ «Психологический институт РАО», Курск, Университетская книга, 2020,- 548с. (С.16-21).
- Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход//Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 24.05.2020г).
- Алексеев С.В., Костецкая Г.А. Экологические проблемы городской среды глазами студентов: результаты социологического исследования//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина , № 2, С.101- 119 (ВАК)
- Алексеев С.В. Экологические проблемы в контексте Целей устойчивого развития: результаты социально-педагогического исследования петербуржцев//Мир психологии: научно-методический журнал,№2 (102), апрель-июнь, М.,2020, С.173-184. (ВАК)
- Алексеев С.В. «Озеленение» образовательных программ как стратегия движения от «зеленой школы» к «зеленому» городу//Ресурсы, обзоры и новости образования. – 2020. Вып. 41 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=356&ELEMENT_ID=23176
- Алексеев С.В. Опыт реализации курса «12 уроков для XXI века» как учебного модуля формирования грамотности в отношении будущего// Биология в школе, №7, 2020, С 51-58.( ВАК)
- Гущина Э.В. Образование для устойчивого развития как вектор непрерывного экологического образования//Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2019. – № 1. – С. 160-163.
- Гущина Э.В. Экологически ориентированная внеурочная деятельность в школе: инновации и результаты. Gushchina E.V. Ecologically oriented extracurricular activities in school: innovation and results // Russian Journal of Education and Psychology. Volume 10. Number 5. С. 25-30. http://rjep.ru
- Гущина Э.В. Экология человека: содержание и практика постдипломного образования педагогов//Журнал «Непрерывное образование». – 2020. – вып. 2(32). – С.43-46.
- Гущина Э.В. Экологическое образование и просвещение в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга – путь к устойчивому развитию общества и природы//Ресурсы, обзоры и новости образования. – 2020. Вып. 41 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=356&ELEMENT_ID=23178
- Гущина Э.В. Экология человека: содержание и практика постдипломного образования педагогов//Журнал «Непрерывное образование». – 2020. – вып. 2(32). – С.43-46.
- Гущина Э.В., Тутынина Е.В. Социально-экологическая компетентность педагогов как условие развития образовательной среды//На пути к здоровой, безопасной, экологической школе: качество образовательной среды: материалы X Всероссийской научно-практической конференции 2021 года / под общ. ред. Т.В. Кот, М.Г. Колесниковой, Г.А. Костецкой, И.Э. Велюго. – СПб.: СПб АППО, 2021. – 116 с. (Постдипломное образование педагога). С. 22-26.
- Алексеев С.В., Тутынина Е.В. К вопросу об оценке уровня экологической культуры населения Санкт – Петербурга. Электронный журнал «Экопоэзис»: экогуманитарные теория и практика. 07.12.21.г.
- Выбор образовательных технологий: что должен учитывать педагог? (гл. 3). 3.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков // Как сделать образовательную технологию безопасной и здоровьесозидающей: методическое пособие / С.В. Алексеев, Г.А. Костецкая, Р.С. Оганов, Э.В. Гущина и др.; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2021. – 72 с. – ISBN 978-5-7434-0844-3 – (Петербургский опыт общего образования). Рецензенты: Сорокина Л.А., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена; Цыганкова Н.И., к. пс. н., доцент СПб АППО
- Гущина Э.В. Социально-экологическая компетентность педагогов как необходимое условие развития современного экологического образования и просвещения//Ресурсы, обзоры и новости образования (РОНО). – 2021. – № 44. URL: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=376&ELEMENT_ID=24220
- Алексеев С.В. Сто способов действий, поведения, выбора решений. [Электронный ресурс]//Новая газета.- 2023.- URL: https://www.ng.ru/nauka/2023-02-07/13_8654_culture.html
Пособия:
- Качество окружающей среды – фактор состояния здоровья человека (раздел 4.3, с.39 -49). Методика обучения учащихся в рамках учебного модуля «Здоровье человека и окружающая среда»: методическое пособие /Алексеев С.В., Тутынина Е.В. и др.; под ред. С.В. Алексеева. — СПб.: СПб АППО, 2021. – (Петербургский опыт общего образования). – 94 с.
- Алексеев С.В., Гущина Э.В., Тутынина Е.В. Система формирования экологической культуры учащихся в Санкт-Петербурге: учебно-методическое пособие/под ред. С.В.Алексеева, СПб.: СПб АППО, 2022.-80с. (Постдипломное образование педагога).
Конференции:
- Алексеев С.В. Потенциал экологического образования и экологического просвещения в формировании экологической культуры школьников/Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования: сборник статей Международной научно- практической конференции, 19-21 ноября 2019г., выпуск 17, Санкт-Петербург, под ред. проф. Н.Д.Андреевой, СПб.: Свое издательство, 2019.- 359с. (С.19-26).
- Алексеев С.В. КУРС «12 УРОКОВ ДЛЯ 21 ВЕКА» КАК УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ В ОТНОШЕНИИ БУДУЩЕГО / Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы международной научно-методической конференции, 19-20 марта 2020 г., г. Минск, Республика Беларусь/Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та ; редкол.: С. А. Маскевич [и др.] ; под ред. д-ра ф.-м. н., проф. С. А. Маскевича. – Минск: ИВЦ Минфина, 2020. – 237 с. (С.154-156).
- Алексеев С.В. КАФЕДРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК МОДЕЛЬ «ЗЕЛЕНОЙ КАФЕДРЫ»/«Зеленый университет–университет XXI века»: Сборник матер. Межд. науч.-прак. конф.- Нур-Султан, 30 апреля, 2020 г. – Нур-Султан: ТОО «Мастер По»., 2020. -.259 с. (С.34-39).
- Алексеев С.В.ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ :ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ/ Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития:сборник научных статей/отв.ред.В.И.Панов.-М.:ФГБНУ «Психологический институт РАО», Курск, Университетская книга, 2020,- 548с. (С.16-21).
- Алексеев С.В. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»/От экологического образования к экологии будущего. VI Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию (Москва, 30 октября – 1 ноября 2019 г.): Сборник материалов и доклады. Научное издание. Под общ. ред. В.А. Грачева. – М.: Фонд имени В.И. Вернадского, 2020.– 2452 с. (С.1665-1678).
- Алексеев С.В. Экогуманитарный подход в науке и образовании / Международная научно- практическая конференция «Экологическая арт-терапия :международные и мультикультурные перспективы, 8-9 августа, 2020г. он-лайн формат. https://eco.artterapia.ru/#rec210711011
- Алексеев С, В. Размышления о модели “Образование в интересах устойчивого развития через культуру”/СБОРНИК СТАТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦ-СЕССИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ», В ТРЕХ ТОМАХ, Т.3, М.:РАНХИГС,2020, 708с.
- Гущина Э.В., Григорьева Ю.В., Коробицына Т.В. Школьная модель экологической сертификации//Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции . – Н. Новгород: Мининский университет, 2019. – С. 91-94.
- Гущина Э.В. Отношение старшеклассников к целям устойчивого развития//Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы международной научно-методической конференции, 19-20 марта 2020 г., г. Минск, Республика Беларусь/Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та; редкол.: С.А. Маскевич [и др.]; под ред. д-ра ф.-м. н., проф. С.А. Маскевича. – Минск: ИВЦ Минфина, 2020. – С. 173-174.
- Гущина Э.В. Модель экологической сертификации школы//«Зеленый университет–университет XXI века»: Сборник матер. Международ. науч.-прак. конф. Нур-Султан, 30 апреля, 2020 г. – Нур-Султан: ТОО «Мастер По»., 2020. С. 165-168. 259 с.
- Гущина Э.В. Ценностные ориентации старшеклассников в области здоровья и окружающей среды как основа здоровьесозидающей деятельности//На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра: Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2020 г. – СПб., 2020. – С. 42-46.
- Лубенникова С.А., Гущина Э.В., Кузьмина С.А., Кириченко Д.А. Общешкольный социально-экологический проект как средство образования для устойчивого развития Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – 200 с. С. 64-67. РИНЦ
- Гущина Э.В. Школьный экологический сертификат – модель образования для устойчивого развития//Сборник статей международной научно-практической конференции «Образование – 2030. Дорожная карта» 15 июня 2021 г./Под ред. Е.Н. Дзятковской, В.В. Пустоваловой. — М. Издательство Перо, 2021. — С. 192-198. РИНЦ
- Гущина Э.В. Образовательная экосистема школы: подходы и стратегии экологического образования для устойчивого развития//Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать. Сборник статей VII Всероссийской конференции по экологическому образованию [Электронный ресурс]. – Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2021. – ISBN 978-5-6046546-0-6 С. 401-404. URL: http://www.vernadsky.ru/files/VKO2021/sbornik_statey_vkeo.pdf РИНЦ
Статьи:
- Алексеев С.В., Кот Т.В. Приоритеты деятельности психолога в школьной команде здоровья // Гуманитарные науки. №4 (56) / 2021. – С. 158-162.
- Быкова О.Ю., Зарубина Е.В., Троицкая М.Л., Кот Т.В., Возможности интеграции педагогических усилий классного руководителя и специалистов службы сопровождения в работе с родителями обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты.//Успешные практики перехода школ в режим эффективной работы. Сборник материалов образовательных организаций Ленинградской области. Киров, 2021. С. 32-38.
- Кот Т.В. Повышение квалификации педагогов: основные аспекты //ПОИСК. №2 /2022. С. 5 – 8
- Кот Т.В. Анализ использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в повышении квалификации//Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2022. – Вып. 74. – Ч. 2. – 299 с.
- Алексеев С.В., Оганов Р.С., Гущина Э.В., Гущина Л.И. Диссеминация и востребованность инновационных продуктов в образовательной системе Санкт-Петербурга//Петербургская школа: инновации/Сборник материалов по итогам конкурса инновационных продуктов 2020 года/Сост. Креславская О.А.; ред. Алексеев С.В. – СПб., 2021. – 121 с., илл. С. 105-121.
- Алексеев С.В. ВКЛАД ПРОФЕССОРА С.Г. ВЕРШЛОВСКОГО В РАЗВИТИЕ ИДЕИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ//Человек и образование, 2021, №2 (67), С.148-151. (ВАК)
- Алексеев С.В., Айзман Р.И.,Буйнов Л.Г. Потенциал образовательной геронтологии в стратегии непрерывного образования//Успехи геронтологии, 2022. Т.35. №1, С.159. ( ВАК, СКОПУС)
- Буйнов Л.Г., Алексеев С.В., Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения людей старших возрастных групп//Успехи геронтологии. 2022. Т.35. №1. С.155. ( ВАК, СКОПУС)
Пособия:
- Как сделать образовательную технологию безопасной и здоровьесозидающей: методическое пособие/С.В. Алексеев, Г.А. Костецкая, Р.С. Оганов и др.; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2021. – 72с.
Конференции:
- Гущина Э.В., Коробицына Т.В., Григорьева Ю.В. Школьное и студенческое волонтерство – шаг к здоровой нации//Сборник материалов XIII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». XIII Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». Санкт-Петербург, 1 -2 октября 2021 г. – СПб., 2021. – С. 78-88. РИНЦ
- Алексеев С.В. К вопросу об оценке индекса благополучия детей и подростков в системе образования/XII Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» [Электронный ресурс]: Сборник материалов (Сыктывкар, 1-3 декабря 2021 года); Под научной редакцией Ф.Ф. Харисова, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования. – Электрон. текстовые дан. (1,24 МБ). – Сыктывкар: КРИРО, 2022, С.66-74.
- Кот Т.В. Велюго И.Э. Система управления качеством образовательной среды общеобразовательных организаций//На пути к здоровой, безопасной, экологической школе: качество образовательной среды. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 2021 года/ Под общ. ред. Т.В. Кот, М.Г. Колесниковой, Г.А. Костецкой, И.Э. Велюго. – СПб.: СПб АППО, 2021. – с. 73-77
- Кот Т.В. Подготовка педагога к профилактике вредных привычек у детей: точки роста и новые форматы//Здоровье. Образование. Партнерство: сб. материалов региональных научно-практических конференций «Здоровье и образование» и «Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек», ноябрь 2021г. / Под общ. ред. В.В. Кучурина – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021 – с.215-222
- Гущина Э.В. Здоровьесозидающий запрос родителей к дополнительному образованию детей//На пути к школе здоровья: потенциал цифрового образования: матер. VIII Межрегиональной (с международным участием) науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 27-18 марта 2019 г.: в 2 ч./под общ. ред. Г.А. Костецой, М.Г. Колесниковой. И.Э. Велюго. – СПб.: СПб АППО, 2020. – Ч. 1. – С. 24-26.
- Алексеев С.В. К вопросу об оценке индекса благополучия детей и подростков в системе образования/XII Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» [Электронный ресурс]: Сборник материалов (Сыктывкар, 1-3 декабря 2021 года); Под научной редакцией Ф.Ф. Харисова, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования. – Электрон. текстовые дан. (1,24 МБ). – Сыктывкар: КРИРО, 2022, С.66-74.
-
Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Методика проектирования безопасной и здоровьесозидающей среды образовательной организации в контексте требований ФГОС», 36 часов.
-
Дополнительная образовательная программа переподготовки «Педагогика и психология безопасности. Помощь в экстремальных и кризисных ситуациях», 516 часов.
-
Дополнительная образовательная программа повышения квалификаци «Методика оказания экстренной допсихологической помощи в чрезвычайных ситуациях», 36 часов.
- Методические рекомендации “Разработка программ развития физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в рамках реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.”
- Перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении
- С информацией об Интернет-ресурсе уроков, занятий, конференций по физической культуре с использованием дистанционных образовательных технологий на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича можно ознакомиться по адресу: https://disk.yandex.ru/d/xnF6d5zDsyQuJQ
Награждение участников городского конкурса «Педагог по физической культуре и спорту»
Традиции и инновации в предметной области «Физическая культура»
Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту
Лучшая методическая разработка в области безопасности жизнедеятельности в 2024 году
28 марта 2024 года на базе школы №332 Невского района состоялась работа секции №3 «Безопасная и здоровая образовательная среда: интеграция формального и неформального образования» Всероссийской научно-практической конференции «На пути к безопасной, экологичной и здоровой школе: от теории к практике», которая проводилась в рамках ПМОФ.
16 апреля 2024 года на базе ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» состоялся городской научно-практический семинар для преподавателей ОБЖ/БЖД учреждений СПО на тему «Вопросы практической подготовки обучающихся по безопасности жизнедеятельности».
05 июня 2024 года на базе ГБОУ школы № 128 Калининского района состоялся городской мастер-класс «Практические навыки туриста: как обучить быстро и эффективно»
Результаты конкурса «Педагог-эколог»
С 2012 года Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского реализует Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие». Проект направлен на выявление и поощрение разработок и идей, имеющих практическое применение в области формирования экологической культуры населения.
Ежегодно участниками проекта становятся более 400 организаций РФ и стран ближнего зарубежья. В 2019 году специальной наградой будет отмечен регион, наиболее активно проявивший себя в конкурсе. Проект проводится по следующим номинациям:
- Экологическая культура в промышленности и энергетике;
- Экологическое воспитание и просвещение;
- Экологическое образование;
- Средства массовой информации и экологическая культура;
- Сохранение природных комплексов и биоразнообразия;
- Социальные инициативы, направленные на развитие экологической культуры;
- Экология здоровья.
По сложившейся традиции итоги Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» подводятся в День эколога, который празднуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 5 июня. В рамках торжественного мероприятия Фонд имени В.И. Вернадского проводит в Москве церемонию награждения победителей и призеров Проекта. Заявки на участие принимаются до 31 марта 2019 года включительно. Дополнительная информация об участии представлена на сайте: http://vernadsky.ru. В конкурсе могут принять участие представители органов управления в области окружающей среды, предприятий, общественных организаций, научных, образовательных и культурных учреждений, а также дошкольные, школьные и досуговые организации.
Оргкомитет Международного проекта:
Ул. Большая Ордынка, дом 29, стр. 1, Москва, 119017
тел.: +7 (495) 953-72-77
Официальный сайт: http://vernadsky.ru
Координатор проекта: Хмара Елена Павловна, ecocult@vernadsky.ru/
В Санкт-Петербурге началась разработка Концепции экологического просвещения петербуржцев
Сегодня эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития каждой страны. А вопросы их сбережения, внедрение международной системы экологической безопасности выходят на передний план и приобретают все более значимый характер.
Для природы не существует границ. В чистой и экологически безопасной планете, здоровой среде обитания и повышении качества жизни человека заинтересованы все: и представители государственной власти,
и представители общественных и экологических движений, и каждый человек в отдельности.
Об этом говорит в своем послании Федеральному Собранию и Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Важно консолидировать усилия государства и общества в решении экологических проблем, переходе предприятий на экологичные технологии».
Чтобы участвовать в управлении охраной окружающей среды, нужно иметь определенный запас экологических знаний и навыков. В этой связи Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности решено разработать Концепцию непрерывного экологического просвещения в Санкт-Петербурге. Именно на воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов будет направлена новая Концепция.
С этой целью разным категориям жителей Санкт-Петербурга: взрослому населению, пенсионерам и студентам, дошколятам и школьникам уже нынешней весной будут розданы анкеты с обширным перечнем вопросов. Вот лишь некоторые из них: каковы основные экологические проблемы города? Как вы относитесь к бездомным животным? Какие основные экологические правила нужно соблюдать и какой совет дети могут дать родителям? Какими должны быть раздельный сбор и сортировка мусора? Какие экологические проекты, акции и технологии могут дать положительный результат? Ответы петербуржцев на эти и многие другие вопросы, а также их свежие идеи и предложения, лягут в основу Концепции непрерывного экологического просвещения.
Петербуржцы также смогут принять участие в разработке Концепции, ознакомившись с анкетами на сайте www.eco-lo.ru. На данном сайте открыта страница “Эко-концепция”, где освещается ход ведения проекта, размещены сами анкеты, а также новости и анонсы. Пройдя анкетирование, жители смогут направлять свои ответы на вопросы и предложения по следующему адресу: eco-concept2018@yandex.ru. Для этого в социальных сетях также создана группа: https://vk.com/szecocenter.
После проведения социологических исследований в августе нынешнего года состоятся общественные слушания, и документ будет передан на государственную экспертизу. Так, объединив усилия авторитетных специалистов-экологов, представителей государственных органов власти и жителей Санкт-Петербурга, мы сможем повысить свою экологическую культуру и стать одним из самых чистых мегаполисов. А главное – сохраним природу нашего города для потомков.
Татьяна Захарова
Концепции непрерывного экологического просвещения в Санкт-Петербурге
Ежегодный семинар «Эко-школы / Зелёный флаг»
Конкурс «Педагог-эколог»
День экологического образования для педагогов из Мариуполя
Занятия для педагогов Донецка и Мариуполя
15, 22 и 29 мая проводится III Всероссийский «Марафон экооткрытий»
Критерии экспертной оценки экологической составляющей учебников в системе общего образования”.
Дети. Экология. Будущее
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам для использования в работе по экологическому образованию и просвещению социальные ролики экологической направленности, созданные по заказу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Для просмотра роликов перейдите по следующей ссылке: https://vk.com/video/playlist/-183309263_3 |
Методическая разработка системы уроков и внеурочной деятельности курса экология в 10 классе по проблеме «Устойчивое развитие» (автор А.С. Обуховская) |
Материалы для организации внеурочной деятельности «Домашняя экология» |
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подготовлен новый видеоролик «Экологическое просвещение в Санкт-Петербурге. Год театра 2019 в России». Советуем посмотреть и использовать в нашей работе по формированию экологической культуры детей и подростков. http://www.infoeco.ru/index.php?id=7913 |
В Санкт-Петербурге разработана Концепция непрерывного экологического просвещения населения СПб. |
XXIV Международный фестиваль экологических фильмов С 26 по 29 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XXIV Международный фестиваль экологических фильмов “Зеленый взгляд”. |
Рекомендуем ознакомиться с журналами “Окружающая среда Санкт-Петербурга”. |
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности выпущено интересное пособие: — Действуйте ЭкоЛогично! Сборник экологических советов / О. Н. Сенова, А. В. Федоров, Е. С. Меринова, В. М. Руденко, А. В. Крюкова при участии И. А. Серебрицкого, Д. М. Крутого, Д. А. Сорокиной, Н. М. Рашевой. — Санкт Петербург : ООО «Р-КОПИ». — 2019. — 116 с. : Советуем использовать материалы пособия в эколого-образовательной деятельности и экологическом просвещении школьников. |
Как сделать мероприятие ЭКОЛОГИЧНЕЕ (практические советы) |
Материалы для проведения уроков экологии в образовательных организациях Санкт-Петербурга |
Участие СПб АППО во Всероссийском Форуме «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения»
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2024»
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2023»
Финальные испытания Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая»
Организация питания в школах: основные аспекты
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Учитель здоровья»
IV городской семинар-практикум «Помоги сохранить жизнь»
Более 7000 человек посмотрели видеозапись семинара о здоровье детей
Более 800 педагогов города пройдут практический модуль курса «Основы безопасности и защиты Родины»
Ежегодный семинар «Эко-школы / Зелёный флаг»
Конкурс «Педагог-эколог»
Идеи устойчивого развития в образовании обсудили участники ПМОФ-2024
- Аверьянова Любовь Андреевна, аспирант 2 курса очной формы обучения
- Залепа Антон Игоревич, аспирант 1 курса очной формы обучения
- Иванов Илья Владимирович, аспирант 1 курса очной формы обучения
- Соколов Григорий Дмитриевич, аспирант 1 курса очной формы обучения
- Торопов Александр Леонидович, аспирант 1 курса очной формы обучения
- Дмитриева Екатерина Викторовна, аспирант 2 курса заочной формы обучения
- Пономарева Елизавета Александровна, аспирант 2 курса заочной формы обучения
- Пяташа Дмитрий Валерьевич, аспирант 3 курса заочной формы обучения
- Самсонов Сергей Олегович, аспирант 4 курса заочной формы обучения
Совершенствование компетенций педагогов в области профориентационного сопровождения семей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями
Ведущие: Алексеев Сергей Владимирович, д.п.н., Директор Института общего образования; Иванова Ольга Викторовна, директор ГБОУ 231 Адмиралтейского района, педагоги ГБОУ 231.
Служба здоровья образовательных учреждений Санкт-Петербурга. 2 день
Опыт участников городского конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга»: Ведущий: Велюго Ирина Эмировна, старший преподаватель кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека.
Актуальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: опыт и решения
Городская НПК Участники: специалисты СПб АППО и РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватели ОБЖ/БЖД образовательных организаций города, методисты по ОБЖ ИМЦ
Городская научно-практическая конференция «Основные аспекты организации здорового питания в ОУ Санкт-Петербурга»
Ведущие:Курамысова Елена Васильевна, ведущий специалист Комитета по образованию;Кот Татьяна Викторовна, и.о. заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО;Велюго Ирина Эмировна, старший преподаватель кафедры педагогики окружающей среды, […]