☎: 409-80-79: kpos@spbappo.ru
№ кабинета: 303; 304
У кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека два дня рождения:
– 2 сентября 1996 года в структуре Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства появилась новая научная структура -кафедра экологического образования. В состав кафедры в разные годы входили известные ученые-специалисты в области экологии и экологического образования: д.ф./м.н, профессор В.Г.Морачевский; д.п.н., профессор А.И.Чистобаев; д.п.н., профессор И.Н.Пономарева; д.п.н., профессор Ю.А.Гагин. , д.б.н., профессор А.К.Бродский, д.физ.-мат.н.,профессор В.Г.Горшков, д.г.н., профессор С.Б. Лавров, д.ф.н., д.эк.н., профессор А.И.Субетто, д.г.н., профессор Г.К.Осипов и др..
– 23 ноября 2007 года кафедра экологического образования переименована в кафедру педагогики окружающей среды. безопасности и здоровья человека.
Сегодня сотрудники кафедры разрабатывают ключевые направления становления педагогики окружающей среды и устойчивого развития, педагогики безопасности, педагогики здоровья и физической культуры.
На кафедре созданы и активно функционируют педагогические сообщества в форме методических объединений педагогов Санкт-Петербурга. Это «Федерация экологического образования Санкт-Петербурга», «Экологический клуб педагогов», «Эко-школы/Зеленый флаг» «Здоровье в школе», «Основы безопасности жизнедеятельности», методическое объединение учителей физической культуры
Сотрудники кафедры являются инициаторами и участниками разнообразных международных проектов и программ: «Образование для устойчивого развития», «На природу в любую погоду», «Семена Дружбы» (Швеция),«Школьный экологический сертификат», «Эко-школы /Зеленый Флаг», «экосоветники», «ГЛОУБ» и др.
Состав кафедры

Дни и часы приема вторник с 15.00 до 18.00.
Татьяна
Викторовна
Заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Служба здоровья ОУ

Дни и часы приема: Среда 15.00-18.00
Сергей
Владимирович
доктор педагогических наук, профессор
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика экологического образования. Образование для устойчивого развития. Теория и методика обучения ОБЖ. Квалитология и квалиметрия. Педагогическая инноватика

Дни и часы приема: Четверг 15.00 – 18.00
Эльвира
Васильевна
Кандидат биологических наук, профессор.
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика экологического образования. Экология города. Природное и культурное наследие Санкт-Петербурга. Эколого-образовательная проектная деятельность. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей

Дни и часы приема: Вторник 15:00-17:00
Галина
Анатольевна
канд. пед. наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Безопасность и здоровье человека; Здоровьесберегающие образовательные технологии; методика обучения и воспитания БЖ

Дни и часы приема: Среда 15.00 – 18.00
Людмила
Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Педагогика и психология безопасности. Превентология и экологическая психология

Дни и часы приема четверг с 15.00 до 18.00.
Елена
Владимировна
Преподаваемая дисциплина:

Дни и часы приема: Вторник 15.00 – 18.00
Елена
Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Современный подход к преподаванию физической культуры в ОУ

Дни и часы приема: Четверг 15.00 – 18.00
Марк
Арнольдович
Старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Здоровьесозидающая деятельность педагога. Основы медицинских знаний. Здоровье педагога

Дни и часы приема: Вторник 15.00 - 18.00
Сергей
Александрович
Старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Вопросы преподавания частных методик ОБЖ

Дни и часы приема: вторник с 15.00 до 18.00
Ольга
Викторовна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика преподавания физической культуры по ФГОС

Дни и часы приема вторник с 15.00 до 18.00.
Ирина
Эмировна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Здоровьесберегающая деятельность в ОУ
ПРОЕКТ «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
Дорогие друзья!
Обращаемся к Вам с просьбой принять участие в анкетировании населения разных стран, в первую очередь, России и Финляндии. Цель исследования – определение уровня сформированности экологической осведомленности (грамотности, культуры).
Исследование проводится в рамках российско-финского проекта ЛАЛАПЕТЕ «Инновации в области повторного использования и экологическое образование» в рамках программы приграничного сотрудничества «РОССИЯ – ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ФИНЛЯНДИЯ ПС 2014-2020».
Анкетирование проводится для всех категорий граждан анонимно в форме гугл-анкеты в период с июня по октябрь 2021 года. В течение этого времени консультирование по процедуре анкетирования проводится по адресу stanislav@vashsysadmin.ru (Станислав Боголепов).
Ссылка для ответа на вопросы анкеты: https://forms.gle/r4Sg9KMDYDyxZN81A
Статьи:
- Алексеев С.В. БЕЗОПАСНАЯ И ЗДОРОВАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Сборник материалов XI Российского Форума «ПЕДИАТРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ» Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2019 года – СПб., 2019. – 214 с., С.8-14.
- Данченко С.П. О некоторых концептуальных проблемах развития преподавания ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни, № 1, 2020
- Данченко С.П. Специфика обучения ОБЖ на этапе целеполагания // Педагогика, №3, 2020
- Костецкая Г.А. Как учить, чтобы научить? Опыт передовых методик // Основы безопасности жизнедеятельности. – №5 (245). – 2020. – С.22-24.
- Щуров, А.Г. О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма / А.Г. Щуров, А.С. Могельницкий, С.В. Матвеев, В.Г. Постоловский, Б.И. Херодинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020.– № 3 (181). – С. 509-513.
Монографии:
- Алексеев С.В., Ильин О.И. Интеграция формального и неформального образования- процессы и механизмы образования будущего // Трансформация социально- экономических процессов в современной России, коллективная монография/ под общей редакцией-канд.соц.наук Э.И.Забневой, Ульяновск, Зебра, 2019, -209с. ( С.73- 81).
Конференции:
- Алексеев С.В. Психолого- педагогические аспекты инноваций в методике обучения студентов в области безопасности жизнедеятельности / Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности (научно-практическая конференция 12-13 ноября 2019 г., РГПУ им. А.И.Герцена /под общ. ред. Э.М.Ребко, П.В.Станкевича, Казань, 2019.- 284с.С.24-27).
- Алексеев С.В.К вопросу об оценке инновационной здоровьесозидающей деятельности в школе / На пути к здоровой и безопасной школе : приоритеты качества образования , материалы IX Всероссийской научно- практической конференции 2020 года /под общей редакцией Г.А.Костецкой, М.Г.Колесниковой, И.Э.Велюго, СПб.: СПб АППО, 2020.-142с.(серия «Постдипломное образование педагога»), С.9-16.
- Алексеев С.В. Экологическая безопасность в образовательных организациях / IV межрегиональная конференция «Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста» для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, участвующих в международной программе «Эко-школы / Зелёный флаг», 29 сентября 2020г. ,Санкт-Петербург.
- Алексеев С.В. Социальные институты в профилактике вредных привычек. / Региональная конференция “Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек», ЛОИРО,СПб., 8 октября 2020г.
- Алексеев С.В. Сопряжение образовательной среды и образовательной экосистемы на основе здоровьесозидающего подхода / Сборник материалов XIII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НА ПУТИ К ЗДОРОВОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЕ:ПРИОРИТЕТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ». ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА И ПЕДИАТРА» В РАМКАХ XII ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ПЕДИАТРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ», 25-26 сентября 2020г., . СПб, 2020, С.14-23
- Гущина Э.В. Вопросы продовольственной безопасности в образовании для устойчивого развития // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3–4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С. В . Абрамова, Е. Н. Бояров; под ред.: О. А. Фёдорова, В. В. Моисеева. – Южно-Сахалинск: СахГУ , 2019. – С. 138-141. (230 с.)
- Данченко С.П. ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА ОБЖ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ» / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЯМ» 14-16 октября 2020 г.
- Данченко С.П. Курс ОБЖ в контексте педагогики безопасности / девятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ» 27 ноября 2020 года (г. Екатеринбург)
- Костецкая Г.А. Безопасная и здоровьесозидающая образовательная среда как приоритет современной школы //На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции 2020 года / под общей ред.Г.А. Костецкой, М.Г. Колесниковой, И.Э. Велюго. – СПб АППО, 2020. – С.41-49.
- Костецкая Г.А. Безопасная и здоровьесозидающая образовательная среда: о результатах социологического исследования в школах Санкт-Петербурга // Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции «На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования». Взгляд педагога и педиатра. В рамках XII Всероссийского Форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2020 г. – СПб., 2020. – С.133-137.
- Костецкая Г.А. Здоровьесозидание в петербургской школе: подведем некоторые итоги // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 г.) / Рос. гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена; [под ред. П. В. Станкевича, Э. М. Ребко, В. Р. Фугаевой]. – Казань : Бук, 2020. – С.126-131. – Текст: электронный
Статьи:
- Алексеев С. В., Оганов Р. С. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (26), 2019, DOI: 15393/j5.art.2019.4665 (ВАК)
- Алексеев С.В., Богатенкова Н.В. Проект « Школьный экологический сертификат» в Санкт-Петербурге // Окружающая среда Санкт-Петербурга, 2019, №2 (12), С.125-130.
- Алексеев С.В.ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ :ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ/ Экопсихологические исследования-6:экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей /отв.ред.В.И.Панов.-М.:ФГБНУ «Психологический институт РАО»,Курск, Университетская книга,2020,- 548с. (С.16-21).
- Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 24.05.2020г).
- Алексеев С.В., Костецкая Г.А. Экологические проблемы городской среды глазами студентов: результаты социологического исследования//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина , № 2, С.101- 119 (ВАК)
- Алексеев С.В. Экологические проблемы в контексте Целей устойчивого развития: результаты социально-педагогического исследования петербуржцев //Мир психологии: научно-методический журнал,№2 (102), апрель-июнь, М.,2020, С.173-184. (ВАК)
- Алексеев С.В. «Озеленение» образовательных программ как стратегия движения от «зеленой школы» к «зеленому» городу // Ресурсы, обзоры и новости образования. – 2020. Вып. 41 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=356&ELEMENT_ID=23176
- Алексеев С.В. Опыт реализации курса «12 уроков для XXI века» как учебного модуля формирования грамотности в отношении будущего// Биология в школе, №7, 2020, С 51-58.( ВАК)
- Гущина Э.В. Образование для устойчивого развития как вектор непрерывного экологического образования // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2019. – № 1. – С. 160-163.
- Гущина Э.В. Экологически ориентированная внеурочная деятельность в школе: инновации и результаты. Gushchina E.V. Ecologically oriented extracurricular activities in school: innovation and results // Russian Journal of Education and Psychology. Volume 10. Number 5. С. 25-30. http://rjep.ru
- Гущина Э.В. Экология человека: содержание и практика постдипломного образования педагогов // Журнал «Непрерывное образование». – 2020. – вып. 2(32). – С.43-46.
- Гущина Э.В. Экологическое образование и просвещение в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга – путь к устойчивому развитию общества и природы // Ресурсы, обзоры и новости образования. – 2020. Вып. 41 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=356&ELEMENT_ID=23178
- Гущина Э.В. Экология человека: содержание и практика постдипломного образования педагогов // Журнал «Непрерывное образование». – 2020. – вып. 2(32). – С.43-46.
Конференции :
- Алексеев С.В. Потенциал экологического образования и экологического просвещения в формировании экологической культуры школьников / Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования : сборник статей Международной научно- практической конференции, 19-21 ноября 2019г., выпуск 17, Санкт-Петербург, под ред. проф. Н.Д.Андреевой, СПб.: Свое издательство, 2019.- 359с. (С.19-26).
- Алексеев С.В. КУРС «12 УРОКОВ ДЛЯ 21 ВЕКА» КАК УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ В ОТНОШЕНИИ БУДУЩЕГО / Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы : материалы международной научно-методической конференции, 19-20 марта 2020 г., г. Минск, Республика Беларусь / Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та ; редкол. : С. А. Маскевич [и др.] ; под ред. д-ра ф.-м. н., проф. С. А. Маскевича. – Минск : ИВЦ Минфина, 2020. – 237 с. (С.154-156).
- Алексеев С.В. КАФЕДРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК МОДЕЛЬ «ЗЕЛЕНОЙ КАФЕДРЫ» / «Зеленый университет–университет XXI века»: Сборник матер. Межд. науч.-прак. конф.- Нур-Султан, 30 апреля, 2020 г. – Нур-Султан: ТОО «Мастер По»., 2020. -.259 с. (С.34-39).
- Алексеев С.В.ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ :ГЛАЗАМИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ/ Экопсихологические исследования-6:экология детства и психология устойчивого развития:сборник научных статей /отв.ред.В.И.Панов.-М.:ФГБНУ «Психологический институт РАО»,Курск, Университетская книга,2020,- 548с. (С.16-21).
- Алексеев С.В. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»/ От экологического образования к экологии будущего. VI Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию (Москва, 30 октября – 1 ноября 2019 г.): Сборник материалов и доклады. Научное издание. Под общ. ред. В.А. Грачева. – М.: Фонд имени В.И. Вернадского, 2020.– 2452 с. (С.1665-1678).
- Алексеев С.В. Экогуманитарный подход в науке и образовании / Международная научно- практическая конференция «Экологическая арт-терапия :международные и мультикультурные перспективы, 8-9 августа, 2020г. он-лайн формат. https://eco.artterapia.ru/#rec210711011
- Алексеев С, В. Размышления о модели “Образование в интересах устойчивого развития через культуру” / СБОРНИК СТАТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦ-СЕССИИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ», В ТРЕХ ТОМАХ, Т.3, М.:РАНХИГС,2020, 708с.
- Гущина Э.В., Григорьева Ю.В., Коробицына Т.В. Школьная модель экологической сертификации // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции . – Н. Новгород: Мининский университет, 2019. – С. 91-94.
- Гущина Э.В. Отношение старшеклассников к целям устойчивого развития // Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы международной научно-методической конференции, 19-20 марта 2020 г., г. Минск, Республика Беларусь / Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та ; редкол.: С.А. Маскевич [и др.]; под ред. д-ра ф.-м. н., проф. С.А. Маскевича. – Минск: ИВЦ Минфина, 2020. – С. 173-174.
- Гущина Э.В. Модель экологической сертификации школы // «Зеленый университет–университет XXI века»: Сборник матер. Международ. науч.-прак. конф. Нур-Султан, 30 апреля, 2020 г. – Нур-Султан: ТОО «Мастер По»., 2020. С. 165-168. 259 с.
- Гущина Э.В. Ценностные ориентации старшеклассников в области здоровья и окружающей среды как основа здоровьесозидающей деятельности // На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра: Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2020 г. – СПб., 2020. – С. 42-46.
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
- Значение учебного предмета в системе общего образования
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.
В процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности.
Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.
- Проблемы изучения и преподавания учебного предмета
1. Проблемы мотивационного характера
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:
несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;
несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
- Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:
преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;
интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;
системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);
формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;
единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;
механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;
возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.
- Проблемы методического характера
В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:
созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;
методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;
современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;
созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;
развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;
созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;
современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.
- Кадровые проблемы
В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:
системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;
процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;
механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.
III. Цель и задачи Концепции
Целью преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция) является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире.
Задачи Концепции:
модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;
обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;
расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;
развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;
повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
- Основные направления реализации
Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.
Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.
- Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета
Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.
На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.
На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:
реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;
преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;
участие в деятельности школьных спортивных клубов;
демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.
В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:
усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;
модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;
обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;
совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;
использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;
в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.
- Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения
В целях обновления учебно-методического характера необходимо:
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;
совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;
использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;
разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;
создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.
Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:
создание и организация деятельности информационных консультационных центров;
создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.
Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:
разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;
обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;
организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;
обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;
создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.
- Развитие информационных ресурсов
Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:
форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;
банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;
функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.
- Повышение кадрового потенциала
В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:
модернизировать программы подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»);
обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;
разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;
совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.
- Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни
Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:
обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;
обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;
обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;
разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.
- Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит модернизацию учебного предмета «Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов развития физкультурного образования в Российской Федерации.
Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.
Информационные материалы
Файлы
- Методические рекомендации “Разработка программ развития физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в рамках реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.”
- Перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении
- С информацией об Интернет-ресурсе уроков, занятий, конференций по физической культуре с использованием дистанционных образовательных технологий на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича можно ознакомиться по адресу: https://drive.google.com/drive/folders/1C8PwF-8suRQ3fZpw-CH8cIrwIYWny0FH
11 мая 2022 г. прошло совещание по вопросу реализации в Санкт-Петербурге проекта «Футбол в школе» на базе ГБОУ №622 Выборгского района
Результаты Регионального конкурса методических разработок уроков, интернет – занятий, конференций по физической культуре с использованием дистанционных образовательных технологий
Проведение занятий физической культурой с применением дистанционных форм обучения
Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации.
- Ознакомиться с программами можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/uRXJ/TmkMZUKYQ
- С программы внеурочной деятельности можно посмотреть здесь: https://cloud.mail.ru/public/TRgA/yE3TTnedc
_________________________________________________
С 16 ноября 2020 г. начались уроки и занятия для обучающихся по основным предметам, перешедших на смешанную форму обучения. С 1 января 2021 года к этим предметам были добавлены еще несколько, в том числе, основы безопасности жизнедеятельности.
- Расписание занятий обучающегося на неделю размещено на городском портале дистанционного обучения по адресу https://do2.rcokoit.ru.
- начало первого урока ежедневно в 10.00,
- второго урока – в 11.00,
- третьего урока – в 12.00,
- четвертого урока – в 13.00.
Количество уроков в день зависит от класса обучающегося. Расписание на следующую неделю размещается по пятницам в 16.00
- По расписанию обучающийся может посмотреть видеоурок продолжительностью 15-20 минут. Ссылка для просмотра видеоурока размещена в расписании рядом с названием предмета. В конце видеоурока учитель дает задание по пройденной теме.
- На портале есть информация о досуговых онлайн-мероприятиях
и занятиях по дополнительному образованию, вебинарах
и консультациях для родителей, которые проведут студенты педагогического вуза. - Дополнительно для самостоятельного изучения обучающийся может выбрать курсы по предметам и выполнить задания, размещенные на городском портале дистанционного обучения https://do2.rcokoit.ru/.
Чтобы увидеть доступные для обучающегося курсы, необходимо воспользоваться кнопкой “Вход” и ввести логин, выданный ученику в школе. Пароль для входа – дата рождения ученика в формате ддммгггг.
Если ученик уже работал на Портале ранее и забыл свои логин или пароль, необходимо воспользоваться кнопкой «Забыли логин или пароль».
- Телефон горячей линии СПбЦОКОиИТ по вопросам работы на Портале https://do2.rcokoit.ru: 576-34-38
Сотрудники кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека активно принимают участие в разработке видеоуроков по основам безопасности жизнедеятельности.
Видеоуроки по ОБЖ для 9, 10 и 11 классов размещаются на городском портале дистанционного обучения https://do2.rcokoit.ru/
Для обучающихся 8-х классов видеоуроки можно посмотреть по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1eEVVTF4Drk-T3QmVOw95NmTRkC5mxzPA?usp=sharing
_________________________________________________________
Методические рекомендации для классных руководителей общеобразовательных организаций разработаны для проведения информационных и обучающих мероприятий со школьниками 11-14 лет по вопросам безопасности в условиях городской среды. В методических рекомендациях в качестве примера предлагается дидактический материал для проведения занятий на классных часах в виде презентаций, набора игровых сюжетов и инструкций по безопасности школьников в условиях городской среды.
- Методические рекомендации
- Презентация
- Видеолекция по антикоррупционному просвещению для учителей ОБЖ
Материалы лекции можно использовать в курсе ОБЖ и в системе дополнительного образования
Актуальные вопросы преподавания ОБЖ обсудили в Петербурге
Актуальные вопросы преподавания безопасности жизнедеятельности
На пути к безопасной, здоровой и экологичной школе
Методика преподавания ОБЖ/БЖД в системе среднего профессионального образования: актуальные проблемы и инновации
Внедрение новых учебников по ОБЖ: проблемы и пути решения
Результаты конкурса «Педагог-эколог»
С 2012 года Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского реализует Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие». Проект направлен на выявление и поощрение разработок и идей, имеющих практическое применение в области формирования экологической культуры населения.
Ежегодно участниками проекта становятся более 400 организаций РФ и стран ближнего зарубежья. В 2019 году специальной наградой будет отмечен регион, наиболее активно проявивший себя в конкурсе. Проект проводится по следующим номинациям:
- Экологическая культура в промышленности и энергетике;
- Экологическое воспитание и просвещение;
- Экологическое образование;
- Средства массовой информации и экологическая культура;
- Сохранение природных комплексов и биоразнообразия;
- Социальные инициативы, направленные на развитие экологической культуры;
- Экология здоровья.
По сложившейся традиции итоги Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» подводятся в День эколога, который празднуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 5 июня. В рамках торжественного мероприятия Фонд имени В.И. Вернадского проводит в Москве церемонию награждения победителей и призеров Проекта. Заявки на участие принимаются до 31 марта 2019 года включительно. Дополнительная информация об участии представлена на сайте: http://vernadsky.ru. В конкурсе могут принять участие представители органов управления в области окружающей среды, предприятий, общественных организаций, научных, образовательных и культурных учреждений, а также дошкольные, школьные и досуговые организации.
Оргкомитет Международного проекта:
Ул. Большая Ордынка, дом 29, стр. 1, Москва, 119017
тел.: +7 (495) 953-72-77
Официальный сайт: http://vernadsky.ru
Координатор проекта: Хмара Елена Павловна, ecocult@vernadsky.ru/
В Санкт-Петербурге началась разработка Концепции экологического просвещения петербуржцев
Сегодня эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития каждой страны. А вопросы их сбережения, внедрение международной системы экологической безопасности выходят на передний план и приобретают все более значимый характер.
Для природы не существует границ. В чистой и экологически безопасной планете, здоровой среде обитания и повышении качества жизни человека заинтересованы все: и представители государственной власти,
и представители общественных и экологических движений, и каждый человек в отдельности.
Об этом говорит в своем послании Федеральному Собранию и Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Важно консолидировать усилия государства и общества в решении экологических проблем, переходе предприятий на экологичные технологии».
Чтобы участвовать в управлении охраной окружающей среды, нужно иметь определенный запас экологических знаний и навыков. В этой связи Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности решено разработать Концепцию непрерывного экологического просвещения в Санкт-Петербурге. Именно на воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов будет направлена новая Концепция.
С этой целью разным категориям жителей Санкт-Петербурга: взрослому населению, пенсионерам и студентам, дошколятам и школьникам уже нынешней весной будут розданы анкеты с обширным перечнем вопросов. Вот лишь некоторые из них: каковы основные экологические проблемы города? Как вы относитесь к бездомным животным? Какие основные экологические правила нужно соблюдать и какой совет дети могут дать родителям? Какими должны быть раздельный сбор и сортировка мусора? Какие экологические проекты, акции и технологии могут дать положительный результат? Ответы петербуржцев на эти и многие другие вопросы, а также их свежие идеи и предложения, лягут в основу Концепции непрерывного экологического просвещения.
Петербуржцы также смогут принять участие в разработке Концепции, ознакомившись с анкетами на сайте www.eco-lo.ru. На данном сайте открыта страница “Эко-концепция”, где освещается ход ведения проекта, размещены сами анкеты, а также новости и анонсы. Пройдя анкетирование, жители смогут направлять свои ответы на вопросы и предложения по следующему адресу: eco-concept2018@yandex.ru. Для этого в социальных сетях также создана группа: https://vk.com/szecocenter.
После проведения социологических исследований в августе нынешнего года состоятся общественные слушания, и документ будет передан на государственную экспертизу. Так, объединив усилия авторитетных специалистов-экологов, представителей государственных органов власти и жителей Санкт-Петербурга, мы сможем повысить свою экологическую культуру и стать одним из самых чистых мегаполисов. А главное – сохраним природу нашего города для потомков.
Татьяна Захарова
Концепции непрерывного экологического просвещения в Санкт-Петербурге
Экологическое воспитание школьников: тропы природы
Награждение победителей и лауреатов городского конкурса «Школа устойчивого развития»
Второй тур городского конкурса «Школа устойчивого развития»
Виртуальный зал «Экология»
Информация о проведении городского конкурса «Школа устойчивого развития»
Экодиктант
Образование – 2030. Дорожная карта