Кафедра социального образования

☎ 409-82-78
Каб. 301, 302
📧 kafedraso2010@yandex.ru

Состав кафедры

Дни и часы приема: 

Среда, 14-00 – 16-00

Зав. кафедрой, доктор пед. наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемые дисциплины:

Аспирантура по специальности «Теории и методика обучения и воспитания (история)». Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин, дидактика.

Дни и часы приема: 

Пятница 10.00-12.00

профессор, доктор пед. наук. Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемые дисциплины:

Развитие духовно–нравственной культуры. Театрально–игровая деятельность в образовании школьников и педагогов. Аспирантура по профилю «Общая педагогика». Основы современной педагогики.

Дни и часы приема: 

Вторник с 10-00 до 12-00, четверг с 10-00 до 13-00.

Ст. преподаватель. Почетный работник общего образования РФ.
Преподаваемые дисциплины:

Методика обучения истории в основной школе. Духовно–нравственное воспитание в школе. Работа с  УМК по истории.

Дни и часы приема: 

Среда с 14.00 до 17.00

Доцент, кандидат пед. наук. Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемые дисциплины: 

Вопросы подготовки к ЕГЭ (история). Теория и методика обучения истории

Дни и часы приема: 

Пятница с 10.00 до 13.00. Каб. 301

Доцент, канд. ист. наук
Преподаваемые дисциплины:

Антикоррупционное образование. Вопросы подготовки к ОГЭ (история). Теория и методика обучения обществознанию

Дни и часы приема: 

Среда с 10.00 до 13.00

профессор, доктор исторических наук
Преподаваемые дисциплины:

Методика изучения «трудных вопросов» иcтории; методологические подходы к отбору и построению содержания учебных курсов истории; методика преподавания курсов ОРКСЭ”

Дни и часы приема: 

Пятница, 14.00 - 17.00

доцент, кандидат историческиих наук,лауреат премии МОиН РФ в области образования (2013г.) 
Преподаваемые дисциплины:

Современные образовательные технологии, современный урок истории и обществознания в свете реализации ФГОС, методическая поддержка участников конкурсного движения.

Дни и часы приема: 

Понедельник с 11.00 до 14.00

Ст. преподаватель; Ученый секретарь кафедры
Преподаваемые дисциплины:

Вопросы подготовки к ЕГЭ (обществознание). Теория и методика обучения обществознанию, экономики

Дни и часы приема: 

Среда 14.00-17.30, четверг 11.00-13.00 и 14.00-17.30

Преподаватель. Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемые дисциплины:  

Методика преподавания, учебно-методические комплексы по  ОРКСЭ, ОДНК. Внеурочная деятельность в контексте ФГОС ООО.

Дни и часы приема: 

пятница, 14.00-16.00

старший преподаватель
Преподаваемые дисциплины:

Методика обучения истории и обществознанию. ИК–технологии в преподавании социальных дисциплин

День и часы приема:
Среда, 10-00 - 12-30

кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемые дисциплины:

Теория и методика обучения обществознанию.
Социология. 
Коммуникативные технологии в образовании.

Свыше 180 учителей истории из России и зарубежных стран приняли участие в научно-методической конференции по вопросам совершенствования исторического образования школьников. «Исследуя «Я-Историю»: от личного осмысления прошлого к общему взаимопониманию в будущем», – так звучала тема большой встречи, которая прошла в рамках Петербургского международного образовательного форума в Мультимедийном историческом парке «Россия-Моя история» 26 марта. Среди участников конференции …

ПМОФ-2019: Влияние личной оценки на объективную картину исторического прошлого обсудили в Петербурге Читать полностью »

Кафедра социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования провела встречу городского методического объединения методистов и учителей «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» на тему «Реализация преемственности духовно-нравственного развития и воспитания на уровне дошкольного и школьного образования в условиях ФГОС». Встреча прошла на базе средней школы №106 Приморского района. Перед …

2019-02-26 Преемственность духовно-нравственного воспитания школьников: опыт ФГОС Читать полностью »

Около 200 педагогов приняли участие в научно-методическом семинаре, посвященном современным проблемам подготовки к государственной итоговой аттестации по истории. Мероприятие прошло  в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 13 февраля. Перед учителями истории и экспертами выступил старший научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, заместитель председателя федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по истории Игорь Анатольевич Артасов. В …

2019-02-14 Педагоги Петербурга обсудили проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по истории Читать полностью »

 Приоритетные направления и задачи деятельности кафедры социального  образования

1. Научно-методическая поддержка ОУ по обеспечению нового качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
•    Определение инновационных подходов к отбору содержания и методов преподавания социальных дисциплин;
•    Создание новых компонентов УМК к учебным программам (включая электронные носители);
•    Разработка новых образовательных программ, нацеленных на введение ФГОС,
•    Определение стратегии системы аттестации учащихся (ЕГЭ, методики экспертизы учебной деятельности, оценки качества обученности).
•    Научно-методическое сопровождение курса ОРКСЭ.
2. Создание научно-методических условий совершенствования и развития воспитательной деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга
•    Руководство деятельностью опорных школ по гражданско-правовому образованию – по  реализации в массовой практике  Петербургской модели гражданско-правового образования;
•    Дальнейшая разработка моделей ученического самоуправления и форм проявления социальной активности учащихся, вовлечения их в социальную практику;
•    Определение путей формирования у учащихся толерантности;
•    Поддержка деятельности школ-членов Ассоциации школ правоведения;
•    Формирование у педагогов опыта социального проектирования, реализации антикоррупционного образования школьников.
3. Повышение качества постдипломного педагогического образования
•    Совершенствование образовательных программ всех видов курсов, проводимых при кафедре и образовательных модулей в соответствии с направлениями  Программы развития образования  и потребностями слушателей;
•    Совершенствование форм и методов проведения учебных занятий со слушателями курсов, в частности путем расширения сферы применения интерактивных методов и самостоятельной деятельности;
•    Подготовка руководителей ОУ и педагогов к инновационной деятельности в условиях  введения ФГОС второго поколения.
4. Развитие гуманитарной культуры педагогов
•    Проведения тематических  спецкурсов, модулей сотрудниками кафедры;
•    Выступления по данной проблеме на научно-практических конференциях, подготовка научно-методических материалов.
5. Подготовка научных кадров – работа с аспирантами, докторантами, развитие существующих при кафедре научных школ (Т.Г. Браже, О.Н. Журавлева, Т.Н. Полякова, Н.И. Элиасберг).
6. Развитие партнерских связей в осуществлении проектов и научных исследований, как с отечественными образовательными учреждениями, так и с зарубежными партнерами. 7. Экспертиза научно-методических материалов и др.Федеральный сайт поддержки апробации курса http://orkce.apkpro.ru/

Отчет о работе кафедры социального образования за 2016-2018 гг.

Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности по профилю Теория и методика обучения и воспитания (история) 13.00.02 направления 44.06.01 Образование и педагогические науки
 

Конференции, организованные кафедрой социального образования (с 2016 года)

  • Вторая городская научно-методическая конференция «Преподавание трудных вопросов истории в контексте требований ИКС и ФГОС: Великие реформы 1860-х гг.: исторический выбор (к 155–летию отмены крепостного права). 22 марта 2016 года. СПб АППО.
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обновления содержания и технологий социальных и гуманитарных дисциплин». 5-6 апреля 2017 г. Санкт-Петербург, АППО.
  • Международная научно-практическая конференция «Трудные вопросы истории: Революции в современной Истории: факты, интерпретации, образовательные стратегии (к 100-летию революции в России)» (совместно с Евроклио). 27-28 октября 2017 27-28 октября 2017 года. СПб АППО
  • Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики». 20-21 апреля 2017 г. Санкт-Петербург, АППО.
  • Научно-практическая конференция «Методические подходы к обновлению содержания общественно-научного образования» (в рамках Петербургского международного образовательного форума). 27 марта 2018 г. Санкт-Петербург, АППО.
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Общественно-научные дисциплины: трудные вопросы содержания и преподавания в цифровую эпоху». 10-11 апреля 2018 г. Санкт-Петербург, СПб АППО.
  • Международная научно-практическая конференция по совершенствованию общественно-научного образования «Исследуя «Я-Историю»: от личного осмысления прошлого к общему взаимопониманию в будущем». 26 марта 2019 г. Санкт-Петербург, АППО.

Научные труды преподавателей кафедры социального образования

Монографии

  • Журавлева О.Н. Модульно-деятельностная технология проектирования процесса изучения школьного курса истории: монография / О.Н. Журавлева. СПб.: СПб АППО, 2016. 141 с.
  • Журавлева О.Н. Теория и практика формирования рефлексивной компетентности педагога: образовательный потенциал технологии Lesson study (Глава 11) // Теоретические и практические (методические) аспекты подготовки педагога: компетентностный подход: монография коллектива авторов / Агаркова Э. П., Бекиров С. Н., Бекирова Э. Ш. и др. Ялта: РИО ГПА, 2018. – 210 с.  С. 56-62.
  • Барыкина И.Е. Государственное управление России второй половины XIX века: особые формы и специальные институты: монография. СПб.: СПб АППО, 2018. 368 с.
  • Антикоррупционное образование в современной школе: социально-педагогическое сопровождение: монография коллектива авторов / под науч. ред. О.Н. Журавлевой / Журавлева О.Н., Барыкина И.Е., Полякова Т.Н., Барышников Е.Н., Битюков К.О., Федоров О.Д., Александрова С.В., Шевченко С.В. СПб.: СПб АППО, 2019. 244 с.

Статьи

 2016 г.

  • Журавлева О.Н. Историческое сочинение как новый тип задания ЕГЭ: вопросы, требующие ответа вчера // Преподавание истории в школе. 2016. № 1. С. 3-7.
  •  Журавлева О.Н. Основы конструирования модульной технологии процесса изучения школьного учебного курса (на примере истории) // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 5(53). С. 83-88.
  •  Журавлева О.Н. Актуализация проблемы гуманитаризации содержания школьных учебников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 6 (№ 53). С. 165-171.
  • Журавлева О.Н. «Понимать – значит чувствовать»: стратегия гуманитарного обновления содержания школьного образования // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 30 ноября 2016 г.: в 2 ч. Часть 2. – Вологда, 2016. – 184 с.  С. 116-118.
  • Андреевская Т.П. Основные подходы к проектированию и реализации программы дополнительного образования старшеклассников в Летней Археологической Школе / Андреевская Т.П., Трухин П.А. // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2016. – Вып. 52 (2). – С. 213–220.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

  • Журавлева О.Н., Андреевская Т.П., Александрова С.В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) / О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, С.В. Александрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. 2019. № 1(38). С. 97–106.

Учебные пособия по программам аспирантуры

  • Теория и методика обучения (история, обществознание): Учебное пособие для обучающихся по программам аспирантуры профиля «Теория и методика обучения и воспитания (история)», профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения (история, обществознание)» / Сост. С.В. Шевченко / под общ. ред. О.Н. Журавлевой / Авт.: Федоров О.Д., Шевченко С.В., Журавлева О.Н., Андреевская Т.П., Барыкина И.Е., Матвеева Т.Е., Битюков К.О., Александрова С.В. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 175 с.

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга о дополнительном изучении в 10-11 классах актуальных вопросов истории России, в том числе истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и блокады Ленинграда» при переходе на линейную модель изучения истории в 2019/2020 учебном году

Аналитическая справка о результатах общественного наблюдения за проведением районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Методические рекомендации и материалы для проведения в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга тематических уроков, посвященных 25-летию Конституции Российской Федерации

Рекомендации по организации работы в общеобразовательных организациях и ПОУ СПО по профилактике экстремизма

Журавлева О.Н. Изучение  истории с учетом введения ФГОС (2015)

Полякова Т.Н. Внеурочная деятельность ОО социально-гуманитарное направление

Шевченко С.В. Изучение обществознания с учетом введения ФГОС ООО

Методические рекомендации по реализации требований ИКС при переходе на линейную модель изучения истории

Методические рекомендации Реализация ФГОС и ИКС.
Переход на линейное изучение ИСТОРИИ (6-7 кл., 2016 г.)

Методические рекомендации по истории и культуре казачества

Общественно-научное образование в контексте требований ФГОС ОО и ИКС : Сборник программ элективных курсов для 9-11 кл.

Изучение основ духовно-нравственной культуры. Методические рекомендации. (2016 г.)

Методические рекомендации «Реализация требований Историко-культурного стандарта по переходу на линейную модель изучения истории в образовательных организациях (8 класс)» 2017/2018 уч.г.

СБОРНИК ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа элективного курса по обществознанию для 9 класса “Финансовая безопасность моей семьи” 

Распоряжение КО СПб о дополнительном часе на изучение истории в 10-11 классах в 2017-2018 гг.

Письмо Комитета по образованию СПб № 03-28-3196/18-0-0 от 15.05.2018 «О направлении методических рекомендаций по изучению истории» 9 класс

Аналитический отчет и методические рекомендации по итогам региональной диагностической работы по истории

Методические рекомендации для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории в 2018/2019 гг. уч. году

СПО: социальные дисциплины:

Задания городского тура Олимпиады по обществознанию среди обучающихся ПОУ2017-2018 уч.г.

СПО_История
СПО_Обществознание

Методические рекомендации по подготовке к ГИА:

Методические рекомендации история подготовка
Методические рекомендации обществознание подготовка

Программа Н.Э. Юферевой по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса к учебнику Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова

Презентация “Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу ОДНК НР”

Программа учебного курса “Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России”

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Учебный предмет ОРКСЭ вошел в обязательный учебный маршрут с  1.09.2015 года.

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций (объем 34 часа) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

Методические рекомендации ОРКСЭ и ОДНКНР. Проведение мониторингов выбора модулей ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации. (http://orkce.apkpro.ru/ )

Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/pilotnyj-proekt/rekomendatsii-po-realizatsii-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii.html

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».

Нормативно-правовая база: https://cloud.mail.ru/public/2pwE/4zpTPMvod

Лучшие практики учителей районов СПбhttps://cloud.mail.ru/public/DuTm/VFP7zSGH3

Сообщество педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР ВК: https://vk.com/club171036883

Сборник методических материалов «О практике введения и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»Материалы к анализу уроков по курсу ОРКиСЭ
Из ФГОС основной школы (2010)
 Родители_ ВОПРОСЫ_ОТВЕТЫМодуль Основы мировых религиозных культур
Работа с родителямиНормативные основы введения и преподавания ОРКСЭ
Учебники Основы духовно-нравственной культуры народов России в федеральном перечне культуры народов России в федеральном перечнеПримерная форма заявления и протокола

Лучшие практики антикоррупционного образования и воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях (сборник материалов конкурса 2017 г.)

Актуальные вопросы антикоррупционного воспитания обучающихся: опыт Санкт-Петербурга (сборник материалов городской научно-практической конференции 2014 г.)

Итоги конкурса «Методические разработки в области антикоррупционного образования в государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» >>>

Кафедра социально-педагогического образования и кафедра психологии СПб АППО подготовили Методические рекомендации”СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НАЦИОНАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ” 

скачать

Антикоррупционное воспитание (методичка)

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников (презентация)

Антикоррупционное образование в мире

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие

Модульная надпредметная программа для обучающихся «Противодействие коррупции:исторический опыт, проблемы и пути реализации»  >>>

Распоряжение Комитета по образованию №1425-р

Положение о конкурсе методических разработок по антикоррупционному образованию

Возможности некоммерческих организаций при организации антикоррупционного просвещения обучающихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (аналитическая справка) >>>
Методические рекомендации по антикоррупционной работе в учреждениях СПО >>>

Председатель МО:  Золотинкина Ксения Петровна, педагог дополнительного образования  ГБОУ гимназии № 524 Московского района
Координатор: Виноградова Ирина Николаевна, преподаватель кафедры социального образования СПб АППО
Куратор: Полякова Татьяна Николаевна, д.пед.н., профессор кафедры социального образования СПб АППО

Городской театральный фестиваль в СПб АППО «Свой среди чужих»
Выступления коллективов  на Городском театральном фестивале

Сценарии. Рождество. >>>
Благодарность за участие в проекте Книга солдату-земляку. >>>
Методическая поддержка. >>>
Положение V Городского театрального фестиваля «Свой среди чужих» 2017 г. >>>

Фестиваль «Свой среди чужих»
Положение VI Городского театрального фестиваля «Свой среди чужих» 2018 года >>>

Положение о проведении VII Городского театрального фестиваля «Свой среди чужих» 2019 года