СПб АППО

Пожалуйста не редактируйте страницу Elementor #1059

Это страница меню всего сайта

Кафедра философии образования

📞: 409-82-66
📧philosophy@spbappo.ru
№ кабинета: 338

Спектр научных интересов сотрудников кафедры включает в себя: философию образования, логику, культурологию, историю философии (восточную, западноевропейскую, русскую), искусствознание, философию искусства, методологические проблемы естественнонаучного и гуманитарного образования, этику, эстетику, историю России, философскую антропологию, мифологию

Сотрудники кафедры

Дни и часы приема: 

вторник- среда, с 14.00 до 16.00

Заведующий кафедрой, профессор, доктор философских наук , доцент
Преподаваемая дисциплина:
История и философия науки. Философия образования. Актуальные проблемы развития образования. Философия и методология концепции трансдисциплинарных исследований

Дни и часы приема: 

вторник, четверг, с 14.00 до 16.00

профессор, доктор философских наук,  профессор
Преподаваемая дисциплина:
История и философия науки, Философия образования, Философия искусства Философия истории

Дни и часы приема: 

вторник с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

доцент, кандидат философских наук
Преподаваемая дисциплина:
Философия образования, методологические особенности построения образовательного процесса, качество образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС

Дни и часы приема: 

вторник с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

доцент,  кандидат исторических наук
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика «ОРКСЭ», эстетика, история становления отечественного образования

Дни и часы приема: 

Вторник-четверг, с 16.00 до 18.00

Преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Методологические аспекты организации учебного процесса

Философия образования – это одно из молодых интегративных направлений философских и педагогических знаний, которое включает в себя школу «Логико-информационные технологии в образовании» и направление «Философские и методологические вопросы современного школьного образования». В рамках школы ЛИТО за 10 лет осуществлены защиты кандидатских диссертаций в Диссертационном совете АППО по 11 темам, указанным ниже. В рамках направления за 14 лет осуществлены защиты 4 кандидатских диссертаций в Советах классического Гос. университета (3) и Гос. университета им. А.С. Пушкина (1) по темам историко-философского плана, одна защита докторской диссертации в Совете классического университета по тематике философской антропологии, религиеведения и философии культуры, 4 защиты кандидатских диссертаций в Совете АППО и 1 защита кандидатской диссертации в Совете РГПУ им.А.И. Герцена по вопросам истории религии. Всего в предметных областях научной школы ЛИТО и научного направления «Философские и методологические вопросы современного школьного образования» осуществлены защиты по 21 теме. По указанным предметным областям сотрудниками кафедры опубликовано 30 статей в журналах ВАК. В феврале 2014 года проведена региональная научная конференция «Философия для детей» с приглашением ведущих специалистов.

В настоящее время кафедра расширяет исследования не только в области ЛИТО и истории философии, но и в таких областях как:

  • философские проблемы управления развитием образования,
  • философские аспекты методологии научного поиска,
  • история мировых религий в контексте образования, эстетический имидж образовательной организации,
  • методологические аспекты применения инноваций в ОЭР образовательной организации.

При этом формируются такие подходы в философии образования как:

  • логико-информационный (проф. Б.И. Федоров, доц.Е.Ю.Федотова),
  • философско-парадигмальный (проф.Е.М. Сергейчик),
  • культурно-антропологический (проф. К.В. Романов),
  • проектный (доц. Н.Н. Болгар),
  • историко-религиеведческий (доц. Б.В. Кричевский).

Список аспирантов, соискателей и сотрудников, защитивших диссертации, выполненные на кафедре философии образования

Болгар Наталья Николаевна

Статьи в журналах ВАК:
1. Болгар Н.Н. Метод проектов в системе внутришкольного контроля качества образовательной деятельности//  Вестник Орловского государственного университета.– 2012. № 1. С.97–101.
2. Болгар Н.Н. Качество образования в условиях проектной деятельности учителя и ученика// Теория и практика общественного развития. Научный журнал: ООО Издательский дом «ХОРС» .–2013. № 12/1. С.210–2013 (www.teoria–practica.ru).
3. Болгар Н.Н. Метапредметная сущность проектного метода в системе внутришкольного контроля качества//Научное мнение.–2012.– № 2.– С.83–91.
Учебно-методические работы.
Учитель и ученик: творческое взаимодействие в образовательной деятельности. СПб.:Экспресс, 2011,  4,5 п.л.
Креативная школьная среда как условие эффективности качества образования. СПб.: Экспресс, 2010, 5 п.л.
Готовимся к защите диссертационного исследования: философский аспект.
Концептуальное пространство образовательных идей Лицея №623 имени И.П. Павлова. Перспективы развития. СПб: Экспресс, 2010, 5/2 п.л., (научная редакция)
Организация внеурочной деятельности, направленной на сохранение здоровья учащихся (Методические рекомендации классным руководителям). СПб., Экспресс, 2010, 3 п.л., (научная редакция)

Статьи в рецензируемых журналах:
Инновации в системе внутришкольного контроля качества образования.СПбАППО, Академический сборник, 2013, №      ,0.8п.л.
Внутришкольная оценка качества образовательной деятельности – модельный подход к организации. Сб. Опытно-экспериментальная работа в образовательном пространстве района. СПб.:Экспресс, 2012, статья, 0.8 п.л

Кричевский Борис Вадимович

Кричевский Борис Вадимович
Автор 45 научных и научно-методических трудов
За последние пять лет опубликованы:
Монографии:
Кричевский Б.В. Власть патриарха Никона: основания и специфика реализации. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013. – 414 с.
Статьи:
Кричевский Б.В. Разрешение конфликта между светской и церковной властью в России в 60-е гг. XVII в. //Вестник гражданских инженеров СПб., 2009, № 3 (20).
Кричевский Б.В.Мотивация  Никона к предпринятым им действиям на патриаршей кафедре. //Рациональность и вера. СПб., 2009.
Кричевский Б.В.Положение иностранцев в России середине XVII века. //Образовательные стратегии переходного общества: антропология и социокультурная идентичность. СПБ., 2009.
Кричевский Б.В. Национальная политика патриарха Никона. //Россия: история людей и идей. СПб., 2009.
Кричевский Б.В. Судное дело патриарха Никона как исторический источник анализа власти в России третьей четверти XVII века. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. СПб., 2010.
Кричевский Б.В. Представители греческой церкви в Москве и их участие в судебном разбирательстве над патриархом Никоном. //Доклады научной конференции строительного университета. СПб., 2010.
Кричевский Б.В. Традиции и новации в образовании России XVII века. //Образовательные стратегии переходного общества: антропология и социокультурная идентичность. СПб., 2010.
Кричевский Б.В. Поиски методологических подходов в изучении отечественной истории периода Средневековья. //Научное мнение. 2011, № 3.
Кричевский Б.В. Методологические традиции в осмыслении отечественной истории //Образовательные стратегии переходного общества: коммуникация и социогуманитарные технологии.СПб., 2011.
Кричевский Б.В. Механизм выдвижения и поставления Никона на патриарха кафедры //Вестник Орловского госун-та. 2011.
Кричевский Б.В. Политическая борьба в процессе выдвижения новгородского митрополита Никона на патриаршую кафедру //Вестник Московского областного госун-та. 2011.
Кричевский Б.В. Дипломатическая деятельность патриарха Никона: //Клио.2012.
Кричевский Б.В. Чем нам поможет XVII век? Образовательные параллели //Управление школой № 2, 2012.
Кричевский Б.В. Церковные преобразования патриарха Никона как начало петровских реформ //Санкт-Петербург в истории и культуре России. 2012.
Кричевский Б.В. Церковный собор 1654 года и реализация его решений //Вестник Орловского гос.университета. № 5. 2012
Кричевский Б.В. Паисий Лигарит как эксперт процесса низвержения патриарха Никона //Университетский научный журнал № 3.
Учебно-методические рекомендации для аспирантов и учителей:
Кричевский Б.В. Философия. Методические рекомендации для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по курсу «Философия». СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. – 48 с. (в соавторстве).
Кричевский Б.В. Основы религиозных культур и светской этики. СПб.: ЛОИРО, 2012. (в соавторстве)

Романов Константин Владимирович

Автор 130 трудов. Из них:
Монографии:
Российская школа в сумерках образования. В соавт. The Edwin Mellen Press, Lewiston-Queenston-Lampeter, 2001.   5/22 п.л.
Культурная антропология образования и семья. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 21,75 п.л.
Семья и школа: информационное пространство взаимодействия. – СПб.: СПбАППО, 2010. – Гл. 1.4. – 0,3 /6 п.л.
Ценности современного человека в свете реалистического мировоззрения: Коллективная монография. / Под ред. проф. В.Л. Обухова. – СПб.: Пушкин, Пушкинский центр аналитических исследований и прогнозирования. – 2012.   Гл. 3.1. – 0,5/16 п.л. 
Статьи в журналах ВАК:
Романов К.В. Образование в контексте культурной антропологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып. 1, 2004. – 0,4 п.л.
Романов К.В. Полицентризм культур в современном образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып. 5, 2004. – 1 п.л.
Романов К.В. Заметки о культурно-антропологическом подходе в образовании // Alma mater. Вестник высшей школы. 2006, № 2, – С. 12-18. – 0,7 п.л.
Романов К.В. Семья как социокультурный феномен образования // Инновации в образовании. – № 6, 2006 (в соавторстве). – С. 50-60. – 1 п.л.
Романов К.В. Дмитрий Сергеевич Лихачев и феномен духовности // Alma mater. Вестник высшей школы. 2006, № 10.( в соавторстве) – С. 7-12. – 0,7 п.л.
Романов К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы // Педагогика, № 5. 2009. – 0, 75 п.л.
Романов К.В. Культурология образования   Культурология как дисциплинарная загадка. Материалы круглого стола. // Вопросы культурологии № 3, 2011. – С. 116-118.   0,4п.л..
Романов К.В. Философское осмысление развития образования: культурно-антропологический подход// Вестник Орловского государственного университета. Федеральный научно-практический журнал. Серия: новые гуманитарные исследования.   №7, 2012. – С. 174-176. (0,5 п.л.)
Романов К.В. Семь рисков в развитии образования: философский взгляд  // Вестник РХГА. Т. № 13. Вып. 4. 2012. – С. 279-284.
Романов К.В. Риски в развитии образования: философский взгляд // Педагогика, №8, 13. – С. 27-34.
Статьи в рецензируемых журналах:
Романов К.В. Ценностное ядро образования как личный выбор жизненного пути // Школьные технологии. 2012, № 4. – С. 18-25. (0,8 п.л.)
Публикации в материалах сборников научных конференций:

Романов К.В. Об истоках внутренней культуры  молодежи. [Текст] К.В. Романов // Материалы Международной конференции «Философия в диалоге  культур: взгляд из  Петербурга». – СПб.: Пушкин, 2009. C. 63   69. – 0,8/14,5 п.л. –// ISBN 978-5-98341-058-9.
Романов К.В. Истоки внутренней культуры молодежи в образовательном пространстве России. [Текст] К.В. Романов // Материалы III международной научно-практической конференции. «Практики воспитания в образовательном опыте переходного общества.   СПб.: Политехнический ун-т, 2010. – С. 83-89.   11,5 п.л. – С. 83-89. //  ISBN 978-5-7422-2808-0
Романов К.В. Ценностное ядро образования как личный выбор исторического пути. [Текст]  К.В. Романов // Ценности современного человека в свете реалистического мировоззрения. Материалы международной конференции «Ценностные миры современного человечества» СПб.: Пушкин, 2012. – 0, 75/16 п.л. – С. 47-54. // ISBN 978-5-4334-0046-7/
Романов К.В. Проблема гендерной толерантности в образовании. [Текст] К.В. Романов // Материалы международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: осмысление новой реальности. СПб.: Лань. 2012. – 436 с.   С. 321-329. ISBN 978-5-8114-1505-2.
Романов К.В. Интеграционная антропологическая метамодель культуры семьи и образования. [Текст] К.В. Романов // Материалы  международной конференции Философия познания и творчество жизни. Секция: Реалистическая философия о творческом познании и преобразовании человека и мира»   СПб.: Пушкин, Гамма. 2014. – 12 п.л. – С.28-34. ISBN978-5-4334-0139-6.
Романов К.В. Н.И. Кареев: этико-социальные идеи историка и философа в начале ХХ века. // Эпоха Романовых и современные проблемы российского общества: материалы международной научной конференции.   ГПА. 2013. 24-25 ноября 2013 г.    С. 257-261.  ISBN 978-5-98193-058-4.

Сергейчик Елена Михайловна

Елена Михайловна Сергейчик
Автор 65 трудов. Из них:
Монографии:
Разумна ли история? Философская рациональность как основа осмысления исторического процесса. TheEdwinMellenPress, Lewiston-Queenston-Lampeter, 2001. – 435с. 28 п.л.
Философия истории. СПБ. Лань, 2002 .- 608 с. 32 п.л.
 Российская школа в сумерках образования. Всоавт. TheEdwinMellenPress, Lewiston-Queenston-Lampeter, 2001. 5/22 п.л.

Учебники и учебные пособия:
1. Человек и общество. Учебник для ср. общеобраз. школы и ср. спец. учеб.зав. В соавт.    Мурманск 1992. 8.8 п.л.
2. Мир человека. Учебник для ср. общеобраз. школы и ср. спец. учеб.завед. ЧастьI, II. В соавт.СПБ., 1992. 12/30 п.л.
3.  Мир человека. Учебное пособие  для полной средней школы Х-ХI классы. В 2-х частях. В соавт. М., 1993. 7/27 п.л.
4. Мир человека. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В соавт. М., Просвещение, 1994. 7/27 п.л.
5. Школьный философский словарь. М., Просвещение, 1995. 1,2/30 п.л.  
6.   Мир человека. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. В соавт. М., 1995. 7/27 п.л.
7. Начала философии. Учебно-методический комплекс для старшей школы (учебник, хрестоматия, методич.пособие). В соавт.  СПб., 2001, в 4-х книгах . 21/82 п.л.
8. Философия образования как метатеория // Е.М. Сергейчик, К.В. Романов Философия образования. Учебное пособие. СПб.: АППО, 2010. С.6-18. – 44 с.
9.Обществознание: учебник для бакалавров/ под ред.Б.И. Федорова. В соавт. М., Юрайт. 2011.- 412 с. 4/20 п.л.
10. Философия. Методические рекомендации. В соавт. СПБ.: СПбАППО, ООО «Книжный Дом», 2012. – 48 с. 3,0 п.л.

Статьи в журналах ВАК:
Осмысление кризиса рациональности в российской философии истории // Вестник СПбГУ, сер.6. Вып.3 , 1997. 0,5 
 Ритмы истории // Философия Петербурга. Приложение к журналу «Философские науки». М., 2004, 0,7 п.л.
 Философия образования и педагогика, // Философские науки, 2009, № 8, С.6-19.  0,5 п.л.
 Философия и образование. Рефлексируя проблему // Философские науки, 2009, № 10. С.72-80. 0,3 п.л.
Начала философии. Раздел IV/ Человек и общество. Гл.10. Что такое общество? §19. Системное строение общества // Философские науки, 2011. №8, с. 129-140.
Начала философии. Раздел IV/ Человек и общество. Гл.10. Что такое общество? §20. Динамика общественного развития // Философские науки, 2011. №9, с. 127-138.
Начала философии. Раздел IV/ Человек и общество. Гл.11. Социальные общности: природа и культура,§21. Культура и народы//Философские науки, 2011. №8, с. 118-128.
Начала философии. Раздел IV Человек и общество. Гл.12. Социальные общности: природа и культура. §22. Природа и цивилизация. Философские науки, 2012  № 5. 0,5 п.л. С.141-150
Начала философии. Раздел IV Человек и общество. Гл.12. Социальные общности: любовь и вражда. § 23. Любовь и семья. // Философские науки, 2012  № 6 . 0,5 п.л. С.136-147. 
Начала философии. Раздел IV Человек и общество. Гл.12. Социальные общности: любовь и вражда. §24 Люди и Боги. // Философские науки 2012. №  8. 0, 5 п.л.  С.133-142.
Становление проблемы коммуникации в западноевропейской неклассической философии/ Университетский научный журнал, №3 (2012). С.135-148. 0,8 п.л.

Статьи с 2008 по 2012 гг.:
Образование в переходном обществе //Образовательные стратегии переходного периода. Материалы Iмеждународной научно практической конференции. Под ред. В.И. Стрельченко. СПб.: Астерион, 2008. – 220 с. 0,6 п.л.
Образование в контексте модернизации: реформа или революция? // Образовательные стратегии  переходного общества: антропология и социокультурная идентичность. Материалы II международной научно-практической конференции. СПБ.: Астерион, 2009.– 268 с.0,5 п.л.
«Гражданский национализм» как основа патриотического воспитания //Рациональность и вера. Тезисы международной научной конференции. СПБ, 2009. – 198 с. 0,3 п.л. С.23-25.
Формирование российской идентичности как проблема патриотического воспитания» // Практики воспитания в образовательном опыте переходного общества. Материалы III международной научно-практической конференции, СПБ.: Астерион, 2010. 0,5 п.л.
Досуг: от общества «массовой культуры» к обществу «клип-культуры» // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга. Материалы Международной научно-практической конференции. СПб: Астерион,  2010. – 230 с. С.12-19. 0,5 п.л.
Образование как способ самоидентификации личности // Рациональность и экзистенция. Тезисы XIМеждународной научной конференции. СПБ., 2011. – 214 с. С.28-33.