Федеральный государственный образовательный стандарт
- Горячая линия
- Образовательные стандарты
- Методическое сопровождение
- Вебинары
- Система оценки
2024–2025 учебный год все классы. Основание - Письмо Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 № АЗ-113/03.
Введению ФОП предшествовали изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. В соответствии с частью 6 статьи 12 закона утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Введение ФОП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 1–11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Разъяснения по введению ФОП даны в письме Министерства просвещения «Информация о введении федеральных основных общеобразовательных программ» от 16.01.2023 № 03–68.
Важность введения ФОП заключается в более четком выполнении главной цели введения стандартов – обеспечения единого образовательного пространства и доступности образования для всех граждан.
Федеральная образовательная программа – инструмент реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Что не изменилось в ФОП по сравнению с ПООП:
- сохранена структура образовательной программы;
- присутствуют основные идеи/подходы, заложенные во ФГОС.
Изменения/уточнения:
- уточнена учебно-методическая документация: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
- в ФОП представлены федеральные рабочие программы по учебным предметам: пояснительная записка, содержание по годам обучения и планируемые результаты по годам обучения и на ступень;
- даны варианты учебных планов;
- уточнена «Система оценки» вплоть до форм и процедур оценки; обновлены критерии оценки предметных результатов: «Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность»;
- описаны процедуры оценки метапредметных результатов;
- ФОП вслед за ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует требования к учебно-методической документации и отдельным учебным программам:
6.3. При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир", а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".
Помимо общих изменений, связанных с введением Федеральных образовательных программ во ФГОС СОО произошли изменения, упорядочивающие количество обязательных предметов в учебном плане 10–11 класса: 13 учебных предметов обязательны к изучению (вводится с 2023-2024 учебного года в 10 классах, в 2023-2024 году не распространяется на 11 классы).
Закреплен главный принцип: старшая школа – профильная школа. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане исключены отдельные предметы, которые изучались: «Астрономия», «Естествознание», «Экология», «Экономика», «Право», «Россия в мире». Содержание этих учебных предметов или его часть вошли в другие учебные дисциплины из перечня тринадцати обязательных. Например, «Экономика», «Право» вошли в содержание предмета «Обществознание», причем появился вариант изучения «Обществознания» не только на базовом, но и на углубленном уровне.
Принцип формирования профилей за счет углубленного изучения предметов из одной области или из смежных сохранился, но каждый профиль определяет набор двух предметов. Например, технологический (инженерный) профиль — это углубленное изучение математики и физики, а технологический (информационно-технологический) – углубленное изучение математики и информатики и т.д. Если школа решает, ввести третий (и более) предмет, изучаемый на углубленном уровне, не стоит забывать о принципе формирования профиля.
Если школа формирует свой уникальный профиль - это делается на основании универсального профиля с представлением обоснования в пояснительной записке к учебному плану.
В 2023-2024 учебном году перечисленные нововведения распространяются только на 10 класс!
Регламентация всей системы оценки представлено во ФГОС и ФОП на всех ступенях образования. Эти изменения повлекут за собой изменения в локальной системе оценки образовательной организации.
Основные направления внутренней оценки не изменились, она включает:
- стартовую диагностику,
- текущую и тематическую оценку,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
ФОП регламентирует теоретические подходы к оценке, процедуры, формы оценки. В соответствии с ФГОС система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Уточнены позиции, связанные с оценкой предметных результатов: для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
В связи с появлением обновленных ФГОС Министерством просвещения РФ и Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования было подготовлено письмо «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13 января 2023 г. N 03-49.
В 2024 году вопросы регулирования системы оценки в ОО дополнило Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования".
СПб АППО подготовила для школ города варианты для стартовой диагностики в 1-х и 5-х классах и для оценки сформированности метапредметных результатов в начальной и основной школе (См. раздел «Система оценки»)
Реквизиты для доступа к конструктору формирует ФГБНУ "Институт стратегии развития образования" и передает региональному координатору. Логины и пароли образовательных организаций школы получили через Информационно-методические центы своих районов. Если школа не получила реквизиты доступа к конструктору учебных планов (новая школа, частная школа, школа регионального или федерального подчинения), она может обратиться по телефону горячей линии в СПб АППО (Глаголева Ю.И.).
Ошибки, которые выдает конструктор учебных планов, не означают, что школа сама должна создавать учебный план вне конструктора.
Конструктор "подсвечивает" проблемные числа, чтобы школа обратила на них внимание. Число классов в параллелях может быть разным, может быть разным общее количество часов, если в 5–6 классах пятидневка, а в 7–9 шестидневка. Эти "ошибки" можно игнорировать, если все остальное правильно.
Педагог может самостоятельно зарегистрироваться для работы в конструкторе на сайте «Единое содержание общего образования» Логины и пароли, полученные в 2022 году, для обновленной версии конструктора (2023) не действительны!
Рабочая программа по предмету в конструкторе создается методическим объединением учителей на ступень образования. Педагог, работая в конструкторе, может сделать только поурочное планирование, если тематическое сделано МО и утверждено на уровне образовательной организации.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Главное требование к предметам, которые образовательная организация вводит в вариативную часть учебного плана – обоснованность введения этого предмета и наличие учебного пособия входящего в Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примеры:
- Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Ведение предмета ОБЖ в 5–7 классах по 1 часу в неделю, формируя собственную программу, ориентируясь на содержание и планируемые результаты новой федеральной программы для 8-9 класса.
- «Возвращение» третьего часа физической культуры.
- Изучение учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга».
В ФОП и в пояснительной записке к учебным планам НОО, ООО, СОО есть информация о том, что «предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет».
В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» присутствует следующее положение: итоговые отметки выпускника (выставляются) по каждому учебному предмету, входящему в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года.
Это не запрещено при соблюдении требований к программам и наличии учебного пособия.
Педагог может использовать для подготовки к таким урокам (а в некоторых случаях, и целым темам) учебно-методическими пособиями, выпускаемыми издательствами, входящими в Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» или цифровыми образовательными ресурсами, также входящими в федеральный перечень ЦОР.
Рабочие программы, которые будут реализовываться в 2024-25 учебном году обновлены в ФОП, в разделе «Рабочие программы» и в Конструкторе рабочих программ на сайте «Единое содержание общего образования».
Приказы Минпросвещения РФ О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки и Министерства просвещения, касающиеся ФГОС:
- № 1028 от 27.12.2023. ООО и СОО
1.1. Об изменении названия предметной области ОБЖ («Охрана безопасности жизнедеятельности») на ОБЗР («Охрана безопасности и защиты Родины» и изменении целей, предметных результатов и содержания предмета. Приказ № 62 от 01.02.20234 касается изменений рабочей программы по предмету.
1.2. Об изменении в предметной области «Физическая культура»: цели и предметные результаты.
- № 31 от 22.01.2024. НОО и ООО
Об изменении названия учебного предмета «Технология» на «Труд (технология)» и изменении предметных результатов.
- № 110 от 19.02.2024. ООО
Корректировки учебного плана, связанные с названиями предметных областей и учебных предметов. Новое:
- «Охрана безопасности и защиты Родины».
- «Труд (технология)»
- «История России» дополнена учебным курсом «История нашего края». Дополнения предметных результатов по «Истории» и «Истории нашего края»
- № 171от 19.03.2024. НОО, ООО, СОО
4.1. Изменения в ФРП по учебному предмету «Литература»
4.2. Изменения в ФРП «Труд (технология»)
4.3. Изменения в РП «Физическая культура»
Обновленные программы, которые должны быть реализованы с 2024 г., размещены на сайте «Единое содержание общего образования»
4.4. Уточненные учебные планы профилей СОО
4.5. Уточненные учебные планы НОО
Ранее в 2022 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 "О внесении изменений во ФГОС» об изменениях ФРП «География» - новые элементы содержания.
Муштавинская Ирина Валентиновна | Заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования | +7 (812) 409-80-77 |
Глаголева Юлия Игоревна | Проректор по методической работе | +7 (812) 409-82-45 |
Яковлева Наталья Николаевна | Заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики | +7 (812) 409-82-95 |
Муштавинская Ирина Валентиновна | Общие вопросы | +7 (812) 409-80-77 |
Глаголева Юлия Игоревна | Общие вопросы | +7 (812) 409-82-45 |
Бойкина Марина Викторовна | Начальная школа | +7 (812) 409-82-94 |
Гусевская Ольга Валерьяновна | Начальная школа, технология | +7 (812) 409-82-94 |
Даутова Ольга Борисовна | Общие вопросы | +7 (812) 409-82-91 |
Шерстобитова Ирина Анатольевна | Русский язык и литература | +7 (812) 409-82-56 |
Лукичева Елена Юрьевна | Математика, информатика | +7 (812) 409-82-84 +7 (812) 409-82-53 |
Левашко Елена Викторовна | Биология | +7 (812) 409-82-97 |
Крылова Ольга Николаевна | Естественно-научные дисциплины | +7 (812) 409-82-57 |
Савинова Наталья Алексеевна | Управление образованием | +7 (812) 409-82-72 |
Евтух Елена Валентиновна | Общие вопросы, музыка | +7 (812) 409-82-55 |
Аксенова Маргарита Витальевна | Иностранные языки | +7 (812) 409-82-98 |
Попова Елена Валентиновна | Физическая культура, ОБЖ | +7 (812) 409-80-79 |
Александрова Светлана Владимировна | История, обществознание | +7 (812) 409-82-78 |
Касаткина Наталья Валерьевна | ОРКСЭ, ОДНКНР | +7 (812) 409-82-78 |
Иванова Любовь Ивановна Спицына Марина Геннадьевна | Приморский район | |
Айвазян Елена Петровна Филиппченкова Лариса Владимировна | Красносельский район | |
Лапыгина Оксана Владимировна | Кировский район | |
Константинова Светлана Игоревна | Василеостровский район | |
Петихина Анна Владимировна | Адмиралтейский район | |
Чеснова Мария Геннадьевна | Колпинский район | |
Шепелева Светлана Дмитриевна | Кронштадтский район | |
Кузнецова Ксения Алексеевна | Красногвардейский район | |
Зенцова Светлана Александровна | Центральный район | |
Нечаева Галина Александровна Золотова Анна Владимировна | Невский район | |
Сойни Юлия Валерьевна | Московский район | |
Успенская Светлана Маратовна | Калининский район | |
Алабина Евгения Владимировна Безуглова Инна Георгиевна | Петроградский район |
Уважаемые коллеги! На сайте «Единое содержание общего образования» опубликованы методические рекомендации по системе оценки достижений планируемых результатов по следующим учебным предметам: русский язык, литература, математика, информатика, история, обществознание, география, иностранный язык, химия, биология, физика, начальная школа (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир). |
Система оценки в ОО – материалы СПб АППО |
Методические рекомендации по проведению стартовой диагностики в 5-х классах образовательных организаций в соответствии с ФОП и ФГОС |
Диагностический инструментарий для проведения стартовой диагностики в 5 классах общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга |