СПб АППО

Федеральный государственный образовательный стандарт

Часто задаваемые вопросы
В какие сроки школа переходит на обновленные ФГОС?

Образовательные организации РФ могут реализовать несколько вариантов сценария перехода по обновленные ФГОС.

1 сценарий: поэтапное введение ФГОС с 1 сентября 2022 г., основание - приказы Министерства Просвещения об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов.

2 сценарий: «ускоренный» переход к реализации обновленных ФГОС: 2022–2023 учебный год – 1, 5 классы; 2023–2024 учебный год – 1–4 классы, 5-7 классы, 10 классы;

2024–2025 учебный год все классы. Основание - Письмо Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 № АЗ-113/03.

3 сценарий: регион или образовательная организация самостоятельно принимает решение о более коротких сроках перехода на обновленный ФГОС (но не ниже предусмотренных в сценарии 1).

В Санкт-Петербурге принято решение о реализации второго варианта перехода на обновленный ФГОС.

Как соотносятся между собой обновленные ФГОС и Федеральные образовательные программы (ФОП), какой из документов весомей?

Введению ФОП предшествовали изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. В соответствии с частью 6 статьи 12 закона утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Введение ФОП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 1–11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Разъяснения по введению ФОП даны в письме Министерства просвещения «Информация о введении федеральных основных общеобразовательных программ» от 16.01.2023  № 03–68.

Важность введения ФОП заключается в более четком выполнении главной цели введения стандартов – обеспечения единого образовательного пространства и доступности образования для всех граждан.

Федеральная образовательная программа – инструмент реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Что нового появилось в федеральной образовательной программе по сравнению с примерными основными образовательными программами?

Что не изменилось в ФОП по сравнению с ПООП:

  • сохранена структура образовательной программы;
  • присутствуют основные идеи/подходы, заложенные во ФГОС.

Изменения/уточнения:

  • уточнена учебно-методическая документация: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
  • в ФОП представлены федеральные рабочие программы по учебным предметам: пояснительная записка, содержание по годам обучения и планируемые результаты по годам обучения и на ступень;
  • даны варианты учебных планов;
  • уточнена «Система оценки» вплоть до форм и процедур оценки; обновлены критерии оценки предметных результатов: «Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность»;
  • описаны процедуры оценки метапредметных результатов;
  • ФОП вслед за ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует требования к учебно-методической документации и отдельным учебным программам:

6.3. При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир", а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".

Сколько образовательных программ должно быть в образовательной организации?

Вариант 1. Рекомендован региональными органами управления образования. Образовательная организация разрабатывает 3 образовательных программы, в основе которых ФОП для каждого уровня обучения (начальное, основное и среднее общее образование). Это обосновано изменениями, внесенными в Закон об образовании в РФ и самими приказами о ФОП. Но в этом случае каждая программа содержит не менее двух вариантов учебного плана (старый вариант и соответствующий обновленной версии ФГОС).

Важно синхронизировать содержание и планируемые результаты в рабочих программах по предметам учебного плана в соответствии с ФОП. В том случае, если в содержании учебных дисциплин не получается ввести новое, определенное федеральными рабочими программами содержание, стоит поддержать эти дисциплины курсами внеурочной деятельности на период перехода к обновлённым ФГОС. По завершении переходного периода школа изменит пояснительную записку, уберет один из учебных планов и сможет использовать рабочие программы, предложенные в ФОП в полном объеме.

Вариант 2. Разработчики учебно-методической документации (ИСРО) допускают наличие в школе нескольких программ. Их количество связано с реализуемыми ФГОС. Например, в ОО/регионе принято решение о введении обновленного ФГОС в 1–4 классах, значит школа реализует образовательную программу в 1-4 классах. В основной школе 5-7 классы обучаются по обновленным ФГОС, а 8-9 завершают работу по ФГОС 2010 года, в этом случае школа реализует две образовательные программы.

Что изменилось во ФГОС СОО?

Помимо общих изменений, связанных с введением Федеральных образовательных программ во ФГОС СОО произошли изменения, упорядочивающие количество обязательных предметов в учебном плане 10–11 класса: 13 учебных предметов обязательны к изучению (вводится с 2023-2024 учебного года в 10 классах, в 2023-2024 году не распространяется на 11 классы).

Закреплен главный принцип: старшая школа – профильная школа. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане исключены отдельные предметы, которые изучались: «Астрономия», «Естествознание», «Экология», «Экономика», «Право», «Россия в мире». Содержание этих учебных предметов или его часть вошли в другие учебные дисциплины из перечня тринадцати обязательных. Например, «Экономика», «Право» вошли в содержание предмета «Обществознание», причем появился вариант изучения «Обществознания» не только на базовом, но и на углубленном уровне.

Принцип формирования профилей за счет углубленного изучения предметов из одной области или из смежных сохранился, но каждый профиль определяет набор двух предметов. Например, технологический (инженерный) профиль — это углубленное изучение математики и физики, а технологический (информационно-технологический) – углубленное изучение математики и информатики и т.д. Если школа решает, ввести третий (и более) предмет, изучаемый на углубленном уровне, не стоит забывать о принципе формирования профиля.

Если школа формирует свой уникальный профиль - это делается на основании универсального профиля с представлением обоснования в пояснительной записке к учебному плану.

В 2023-2024 учебном году перечисленные нововведения распространяются только на 10 класс!

Что изменилось в разделе ФОП «Система оценки достижения планируемых результатов»?

Регламентация всей системы оценки представлено во ФГОС и ФОП на всех ступенях образования. Эти изменения повлекут за собой изменения в локальной системе оценки образовательной организации.

Основные направления внутренней оценки не изменились, она включает:

  • стартовую диагностику,
  • текущую и тематическую оценку,
  • портфолио,
  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
  • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

ФОП регламентирует теоретические подходы к оценке, процедуры, формы оценки. В соответствии с ФГОС система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Уточнены позиции, связанные с оценкой предметных результатов: для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.

В связи с появлением обновленных ФГОС Министерством просвещения РФ и Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования было подготовлено письмо «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13 января 2023 г. N 03-49.

Как образовательной организации получить реквизиты доступа к конструктору учебных планов?

Реквизиты для доступа к конструктору формирует ФГБНУ "Институт стратегии развития образования" и передает региональному координатору. Логины и пароли образовательных организаций школы получили через Информационно-методические центы своих районов. Если школа не получила реквизиты доступа к конструктору учебных планов (новая школа, частная школа, школа регионального или федерального подчинения), она может обратиться по телефону горячей линии в СПб АППО (Глаголева Ю.И.).

Как правильно составить учебный план в конструкторе, если система выдает ошибку?

Ошибки, которые выдает конструктор учебных планов, не означают, что школа сама должна создавать учебный план вне конструктора.

Конструктор "подсвечивает" проблемные числа, чтобы школа обратила на них внимание. Число классов в параллелях может быть разным, может быть разным общее количество часов, если в 5–6 классах пятидневка, а в 7–9 шестидневка. Эти "ошибки" можно игнорировать, если все остальное правильно.

Как начать работу в конструкторе рабочих программ?

Педагог может самостоятельно зарегистрироваться для работы в конструкторе на сайте «Единое содержание общего образования» Логины и пароли, полученные в 2022 году, для обновленной версии конструктора (2023) не действительны!

Должен ли каждый педагог создавать свою рабочую программу в конструкторе рабочих программ?

Рабочая программа по предмету в конструкторе создается методическим объединением учителей на ступень образования. Педагог, работая в конструкторе, может сделать только поурочное планирование, если тематическое сделано МО и утверждено на уровне образовательной организации.

Какие предметы можно вводить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений?

Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

Главное требование к предметам, которые образовательная организация вводит в вариативную часть учебного плана – обоснованность введения этого предмета и наличие учебного пособия входящего в Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Примеры:

  • Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  • Ведение предмета ОБЖ в 5–7 классах по 1 часу в неделю, формируя собственную программу, ориентируясь на содержание и планируемые результаты новой федеральной программы для 8-9 класса.
  • «Возвращение» третьего часа физической культуры.
  • Изучение учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга».
Можно ли аттестовать ученика по предметам, входящим в часть, формируемую участниками образовательных отношений?

В ФОП и в пояснительной записке к учебным планам НОО, ООО, СОО есть информация о том, что «предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет».

В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» присутствует следующее положение: итоговые отметки выпускника (выставляются) по каждому учебному предмету, входящему в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года.

Можно ли для предметных курсов в части, формируемой участниками ОО взять программы внеурочной деятельности, которые размещены на сайте «Единое содержание общего образования», сделав внутреннюю корректировку?

Это не запрещено при соблюдении требований к программам и наличии учебного пособия.

Какими пособиями пользоваться педагогу при подготовке и ведении уроков по темам из рабочей программы, которых нет в ныне действующих учебниках?

Педагог может использовать для подготовки к таким урокам (а в некоторых случаях, и целым темам) учебно-методическими пособиями, выпускаемыми издательствами, входящими в  Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» или цифровыми образовательными ресурсами, также входящими в федеральный перечень ЦОР.

Каким образом должны быть обновлены рабочие программы 8, 9 и 11 классов?

Рабочие программы для классов, в которых не реализуется обновленный ФГОС-2021, должны быть приведены в соответствие с ФОП в части планируемых результатов, о чем должна быть сделана запись в разделе «Пояснительная записка»: «Рабочая программа обновлена в соответствии с федеральной рабочей программой по ... в части предметных результатов».

Консультации по введению ФГОС и ФОП
Муштавинская Ирина ВалентиновнаЗаведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования+7 (812) 409-80-77
Глаголева Юлия ИгоревнаПроректор по методической работе+7 (812) 409-82-45
Яковлева Наталья НиколаевнаЗаведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики+7 (812) 409-82-95
Консультации по созданию рабочих программ и учебных планов в федеральном конструкторе
ФИО
Учебный предмет
Телефон
Муштавинская Ирина ВалентиновнаОбщие вопросы+7 (812) 409-80-77
Глаголева Юлия ИгоревнаОбщие вопросы+7 (812) 409-82-45
Бойкина Марина ВикторовнаНачальная школа+7 (812) 409-82-94
Гусевская Ольга ВалерьяновнаНачальная школа, технология+7 (812) 409-82-94
Даутова Ольга БорисовнаОбщие вопросы+7 (812) 409-82-91
Шерстобитова Ирина АнатольевнаРусский язык и литература+7 (812) 409-82-56
Лукичева Ирина ЮрьевнаМатематика, физика, информатика+7 (812) 409-82-84
+7 (812) 409-82-53
Левашко Елена ВикторовнаБиология+7 (812) 409-82-97
Крылова Ольга НиколаевнаЕстественно-научные дисциплины+7 (812) 409-82-57
Савинова Наталья АлексеевнаУправление образованием+7 (812) 409-82-72
Евтух Елена ВалентиновнаОбщие вопросы, музыка+7 (812) 409-82-55
Аксенова Маргарита ВитальевнаИностранные языки+7 (812) 409-82-98
Попова Елена ВалентиновнаФизическая культура, ОБЖ+7 (812) 409-80-79
Александрова Светлана ВладимировнаИстория, обществознание+7 (812) 409-82-78
Касаткина Наталья ВалерьевнаОРКСЭ, ОДНКНР+7 (812) 409-82-78
К кому обратиться в районе
ФИО
Район
Иванова Любовь Ивановна
Спицына Марина Геннадьевна
Приморский район
Айвазян Елена Петровна
Филиппченкова Лариса Владимировна
Красносельский район
Лапыгина Оксана ВладимировнаКировский район
Константинова Светлана ИгоревнаВасилеостровский район
Петихина Анна ВладимировнаАдмиралтейский район
Чеснова Мария ГеннадьевнаКолпинский район
Шепелева Светлана ДмитриевнаКронштадтский район
Кузнецова Ксения АлексеевнаКрасногвардейский район
Зенцова Светлана АлександровнаЦентральный район
Нечаева Галина Александровна
Золотова Анна Владимировна
Невский район
Сойни Юлия ВалерьевнаМосковский район
Успенская Светлана МаратовнаКалининский район
Алабина Евгения Владимировна
Безуглова Инна Георгиевна
Петроградский район

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 569
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287»
Федеральные документы
Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ
Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
Региональные документы
Основные изменения в содержании Федеральной рабочей программы по географии
Рекомендации по переходу на обучение по программам обновленных ФГОС (биология) в 2023-24 учебном году
Рекомендации по переходу на обучение по программам обновленных ФГОС (биология) в 8, 9 и 11 классах в 2023-24 учебном году
Методические рекомендации по изучению учебного курса «Вероятность и статистика» в 8-х классах общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2023/2024 учебном году
О преподавании учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» при изучении истории на уровне основного общего образования в 9 кл.
Примерная тематика занятий по внеурочной деятельности в 10-11 классах общеобразовательных организаций по истории и культуре Санкт-Петербурга (региональный компонент) 10 класс
Обеспечение перехода на ФОП: Обществознание, 6-7 классы
Рекомендации по формированию планов внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году
Конструктор образовательной программы ДОУ в соответствии с ФОП
Реализация ФАООП
АООП, разработанные в соответствии с ФАООП (Опыт ОУ Санкт-Петербурга)
Банк заданий по оценке достижения метапредметных результатов и функциональной грамотности
Диагностические работы по оценке достижения метапредметных результатов (начальная школа)
Уважаемые коллеги!
На сайте «Единое содержание общего образования» опубликованы методические рекомендации по системе оценки достижений планируемых результатов по следующим учебным предметам: русский язык, литература, математика, информатика, история, обществознание, география, иностранный язык, химия, биология, физика, начальная школа (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир).
Система оценки в ОО – материалы СПб АППО
 
Прокрутить вверх
Перейти к содержимому