Развитие системы сопровождения молодых педагогов
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ»
Россия – Австрия
Продолжительность: 2017 – 2019 гг.
Цель проекта – разработка вариативных моделей сопровождения молодого педагога, направленных на его профессионализацию, обеспечивающую гармоничное вхождение в профессию; рекомендаций по апробации и оптимизации моделей сопровождения.
Партнёры проекта
Санкт-Петербург, Россия: Комитет по образованию Санкт-Петербурга Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования | Вена, Баден, Австрия: КультурКонтакт Австрия Педагогический ВУЗ Нижней Австрии |
Задачи проекта:
- Проведение сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов;
- Проектирование и апробация новых стратегий (моделей, районных программ) сопровождения молодых педагогов;
- Разработка и реализация программы повышения квалификации для специалистов, отвечающих на работу с молодыми учителями;
- Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов через включение их в сетевое взаимодействие и образовательный процесс;
- Организация обмена опытом в рамках мероприятий, проводимых совместно экспертами из Австрии и России (Комитет по образованию Санкт-Петербурга/Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)/методические центры Санкт-Петербурга).
Продукты проекта:
- Методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям.
- Программы сопровождения молодого педагога на уровне образовательного учреждения, района.
- Предложения по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей со стороны СПб АППО и информационно-методических центров Санкт-Петербурга, а также Педагогического Университета в Нижней Австрии.
- Научные публикации (отдельные, общие) по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям
Санкт-Петербург, Россия | Вена, Баден, Австрия |
• Эксперты/преподаватели СПб АППО, Педагогического колледжа № 8 Санкт-Петербурга; • Эксперты/методисты районных методических служб, отвечающие за работу с молодыми учителями; • Руководители и наставники от школ Санкт-Петербурга | • Эксперты Педагогического ВУЗа земли Нижняя Австрия; • Руководители и наставники от школ земли Нижняя Австрия |
Список участников российско-австрийского проекта «Развитие системы сопровождения молодых учителей»
№ | Район | ФИО | ОУ |
1. | Адмиралтейский | Варганова Виктория Николаевна | ГБОУ СОШ № 241 |
2. | Адмиралтейский | Иноземцева Ольга Николаевна | ИМЦ Адмиралтейского района |
3. | Адмиралтейский | Макеева Ольга Владимировна | ГБОУ СОШ № 241 |
4. | Адмиралтейский | Мартьянова Ольга Сергеевна | ГБОУ СОШ № 241 |
5. | Адмиралтейский | Михайлова Галина Николаевна | ИМЦ Адмиралтейского района |
6. | Адмиралтейский | Севастьянова Юлия Борисовна | ГБОУ СОШ № 280 |
7. | Василеостровский | Николаева Наталья Викторовна | ИМЦ Василеостровского района |
8. | Василеостровский | Темкина Ольга Николаевна | ГБОУ СОШ № 18 |
9. | Василеостровский | Ушанёва Светлана Александровна | ИМЦ Василеостровского района |
10. | Василеостровский | Шведова Диана Анатольевна | ГБОУ № 12 с углублённым изучением английского языка |
11. | Выборгский | Белехова Светлана Леонидовна | ГБОУ СОШ №110 |
12. | Выборгский | Давиденко Елизавета Юрьевна | ИМЦ Выборгского района |
13. | Выборгский | Федоренко Наталия Владимировна | ИМЦ Выборгского района |
14. | Кировский | Антонов Кирилл Игоревич | ГБОУ гимназия №261 Кировского района |
15. | Кировский | Григорьева Ирина Анатольевна | ГБОУ СОШ № 481 |
16. | Кировский | Громовая Марина Андреевна | ИМЦ Кировского района |
17. | Кировский | Дахина Елена Олеговна | ГБОУ СОШ №481 Кировского района |
18. | Кировский | Каштанова Мария Николаевна | ГБОУ лицей №378 |
19. | Кировский | Ярошенко Ирина Ильинична | ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 506 |
20. | Колпинский | Щербинин Игорь Николаевич | ГБОУ Лицей № 476 |
21. | Красногвардейский | Добрунова Татьяна Алексеевна | ГБОУ СОШ № 531 |
22. | Красногвардейский | Князькова Ольга Сергеевна | ИМЦ Красногвардейского района |
23. | Красногвардейский | Садовая Татьяна Вячеславовна | ГОУ гимназия № 177 |
24. | Красносельский | Беляева Лилия Анатольевна | ГБОУ СОШ № 291 |
25. | Красносельский | Виноградова Антонина Петровна | ИМЦ Красносельского района, |
26. | Красносельский | Доронина Надежда Александровна | ГБОУ СОШ № 291 |
27. | Красносельский | Кузьмин Владислав Александрович | ГБОУ СОШ № 247 |
28. | Красносельский | Марфин Олег Васильевич | ГБОУ СОШ № 291 |
29. | Красносельский | Цыбина Людмила Леонтьевна | ИМЦ Красносельского района |
30. | Курортный | Кудласевич Светлана Алексеевна | ИМЦ Курортного района |
31. | Курортный | Леонтьева Юлия Вячеславовна | ГБОУ СОШ № 556 |
32. | Курортный | Федосеева Наталья Владимировна | ГБОУ СОШ № 435 |
33. | Московский | Виницкая Елена Юрьевна | ГБДОУ детский сад № 14 |
34. | Московский | Дмитриенко Мария Александровна | ГБОУ СОШ № 376 |
35. | Московский | Серова Татьяна Николаевна | ГБОУ СОШ № 362 |
36. | Московский | Смирнова Анастасия Николаевна | ИМЦ Московского района |
37. | Невский | Демидова Ольга Владимировна | ГБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида |
38. | Невский | Захарова Алла Анатольевна | ИМЦ Невского района |
39. | Невский | Нагайченко Наталья Николаевна | ГБОУ СОШ № 334 |
40. | Невский | Таныгина Елена Александровна | ГБОУ СОШ № 428 |
41. | Петроградский | Безуглова Инна Георгиевна | ИМЦ Петроградского района |
42. | Петроградский | Смелая Наталья Борисовна | ГБОУ СОШ №25 |
43. | Петроградский | Тарасова Светлана Игоревна | ГБОУ СОШ № 84 |
44. | Петродворцовый | Булатова Татьяна Георгиевна | ИМЦ Петродворцового района |
45. | Петродворцовый | Горбунова Евдокия Васильевна | ГБОУ СОШ № 430 |
46. | Петродворцовый | Хафизова Рузиля Ансаровна | ГБУ ИМЦ Петродворцового района |
47. | Приморский | Белова Наталия Борисовна | ГБОУ СОШ № 655 |
48. | Приморский | Демаков Илья Сергеевич | ИМЦ Приморского района |
49. | Приморский | Курцева Светлана Николаева | ГБОУ СОШ № 655 |
50. | Приморский | Решетняк Наталья Игоревна | ГБОУ СОШ № 655 |
51. | Пушкинский | Аксенова Ольга Вячеславовна | ГБОУ СОШ № 449 |
52. | Пушкинский | Катович Юлия Андреевна | ГБОУ СОШ № 500 |
53. | Пушкинский | Койвунен Андрей Викторович | ГБУ ДО ЦДЮТТИТ |
54. | Пушкинский | Русакевич Людмила Ивановна | ГБОУ СОШ № 449 |
55. | Пушкинский | Смирнова Светлана Евгеньевна | ИМЦ Пушкинского района |
56. | Фрунзенский | Лапина Елена Сергеевна | ГБОУ СОШ № 212 |
57. | Фрунзенский | Полуян Инна Васильевна | ГБОУ СОШ № 310 |
58. | Фрунзенский | Товпич Ирина Олеговна | ГБОУ СОШ № 8 «Музыка» |
59. | Фрунзенский | Хасянова Инна Евгеньевна | ИМЦ Фрунзенского района |
60. | Центральный | Белякова Анастасия Владимировна | ГБОУ СОШ № 153 |
61. | Центральный | Герасименко Анна Сергеевна | ГБОУ СОШ № 189 «Шанс» |
62. | Центральный | Лубская Алла Владимировна | ГБОУ школа № 169 |
63. | Центральный | Петуховская Людмила Юрьевна | ГБОУ СОШ № 153 |
64. | Центральный | Родионова Жанна Валерьевна | ГБДОУ детский сад № 59 |
65. | Центральный | Сидорова Лия Геннадьевна | ГБОУ СОШ № 153 |
66. | Центральный | Туманенкова Екатерина Алексеевна | ГБУ ИМЦ Центрального района |
67. | Центральный | Хохлова Татьяна Анатольевна | ГБОУ СОШ № 189 «Шанс» |
68. | Санкт-Петербург | Богатенкова Наталья Владимировна | СПб АППО |
69. | Санкт-Петербург | Даутова Ольга Борисовна | СПб АППО |
70. | Санкт-Петербург | Данилова Анастасия Константиновна | СПб АППО |
71. | Санкт-Петербург | Ермолаева Марина Григорьевна | СПб АППО |
72. | Санкт-Петербург | Шевелев Александр Николаевич | СПб АППО |
Матрица реализации проекта
Основные компоненты проекта | Содержание | Индикаторы результативности | Условия/риски |
---|---|---|---|
Стратегическая цель | Система сопровождения и поддержки молодого педагога в начальной стадии его профессиональной деятельности на уровне школы/района/города | Увеличение доли молодых учителей (отсроченный результат), продолживших свою профессиональную деятельность в школе | Осознанность молодого специалиста в правильности выбора педагогической профессии |
Цель проекта | Разработка новой и усовершенствование существующей модели сопровождения молодого педагога на начальном этапе профессиональной деятельности | – Модель поддержки учителей на этапе начальной фазы -Критерии качества программ поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной деятельности | – программы и структуры в самих школах нацелены на сопровождение молодого педагога – предложения по повышению квалификации и подготовке отвечают потребностям школы |
Результат 1 | Итоги сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов | – анализ исходной ситуации на уровне работы минимум 10 пилотных школ – методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям – рекомендации по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей и информационно-методических центров | – возможность проведения исследования в рамках имеющихся ресурсов партнеров проекта – готовность и заинтересованность экспертов в работе по обмену опытом в рамках задач исследования |
Результат 2 | Создана (модернизирована) система деятельности специалистов (наставников), способных эффективно помогать начинающим учителям в профессиональной адаптации и личностно-профессиональной самоактуализации | – не менее 30% рекомендаций успешно применяются в школах – отдельные и общие научные публикации по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям – предоставление пилотными школами анализа и рефлексии по итогам апробации новых программ и предложений в области сопровождения и поддержки молодых учителей | Готовность и наставников к использованию разработанных рекомендаций. |
Результат 3 (СПб) | Наличие разработанной и апробированной программы сопровождения молодых педагогов на уровне школы/района/города | Рефлексивная оценка результативности реализации программ на уровне руководства образовательной организации и персонально молодого специалиста (пилотных школ) | – апробационный период не менее 1 года – наличие мотивации |
Результат 4 (СПб) | Сетевое взаимодействие молодых педагогов | Ресурс для информационного обмена и профессионального общения молодых педагогов | администрирование интернет-площадки |
Проектировочный семинар 25.10.2016
- Педагогическая практика в Австрии
- Подготовка менторов в Н.Австрии
- Подготовка педагогов в Австрии. Новое
- Программа BEST для молодых педагогов Н.Австрии
- Программа_27_4_2017_Школа 655_Блокнот
- Профессиональное педагогическое обучение в Австрии
- Школа 655_система работы с молодыми педагогами
- Содержание занятия 18.05.17
Лицей 378 Кировского района Санкт-Петербурга. Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга
- Программа семинара >>>
- Положение о наставничестве в ГБОУ СОШ No 481 с углублённым изучением немецкого языка Кировского района Санкт–Петербурга>>>
- Преподаватель колледжа как ментор >>>
- Про-движение >>>
- Специфика образования в колледже >>>
- Сфера анализа 1. Андреа Лошак >>>
- Сфера анализа 1. Руководство >>>
Вена, Австрия
- Программа Рабочая группа Проект „Поддержка и сопровождение молодых учителей“
- Богатенкова Проект Поддержка и сопровождение молодых учителей
- Гехтман ОЭР Василеостровский
- Даутова Руководители
- Ермолаева Опрос наставников
- Иноземцева НАСТАВНИК Адмиралтейский
- Салыгина 655
- Шевелев МП СА1 Австрия 16.04.18-1
«Информационно-методический центр» Петроградского района Санкт-Петербурга, СПб АППО
- 07.06 Программа ИНТЕГРАЛ ВО р-н
- Богатенкова Проект Поддержка и сопровождение молодых учителей 08.06.18
- Даутова Адаптация или Интеграция 7 июня
- ПРОГРАММА СЕМИНАРА 07-08.06.18-2
ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга
Презентация профессиональный стандарт (Даутова)
Презентация Молодые. Встреча 1.
Презентация Университет Бадена.
Итоги по технике-Стрелки
Образ – Молодой учитель
Рейтинг по качествам – Молодой учитель
Типовое положение о наставничестве. 2019
Памятка наставникам. 2019
Критерии отбора наставников. 2019
Анализ результативности программ повышения квалификации, анализ методических рекомендаций со стороны педагогических коллективов пилотных школ. 2018
Анкета «Оценка системы сопровождения молодых специалистов». 2019
Критерии и показатели эффективности сопровождения МП
Исследование молодого педагога в процессе его адаптации в профессию. 2018-2019.
Исследование: определение наиболее эффективных моделей сопровождения (поддержки) молодых петербургских учителей, основанное на сопоставлении действующих практических и теоретически прогнозируемых возможных их вариантов. 2018
Шевелев. Исследование. Молодые педагоги
Даутова. Исследование. Руководители
Ермолаева. Исследование. Наставники
Богатенкова. Исследование. Общие цифры
Сопровождение молодых педагогов. Василеостровский район
Наставничество. Адмиралтейский район
Анкеты и Аналитический отчет
Анкета для директоров школ, для заместителей директоров школ