СПб АППО

Развитие системы сопровождения молодых педагогов

ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ»
Россия – Австрия
Продолжительность: 2017 – 2019 гг.

Цель проекта – разработка  вариативных моделей сопровождения молодого педагога, направленных на его профессионализацию, обеспечивающую гармоничное вхождение в профессию; рекомендаций по апробации и оптимизации моделей сопровождения.

Партнёры проекта

Санкт-Петербург, Россия:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Вена, Баден, Австрия:
КультурКонтакт Австрия
Педагогический ВУЗ Нижней Австрии

Задачи проекта:

  • Проведение сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов;
  • Проектирование и апробация новых стратегий (моделей, районных программ) сопровождения молодых педагогов;
  • Разработка и реализация программы повышения квалификации для специалистов, отвечающих на работу с молодыми учителями;
  • Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов через включение их в сетевое взаимодействие и образовательный процесс;
  • Организация обмена опытом в рамках мероприятий, проводимых совместно экспертами из Австрии и России (Комитет по образованию Санкт-Петербурга/Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)/методические центры Санкт-Петербурга).

Продукты проекта:

  • Методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям.
  • Программы сопровождения молодого педагога на уровне образовательного учреждения, района.
  • Предложения по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей со стороны СПб АППО и информационно-методических центров Санкт-Петербурга, а также Педагогического Университета в Нижней Австрии.
  • Научные публикации (отдельные, общие) по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям

План мероприятий на 2018 год
План мероприятий на 2019 год

Санкт-Петербург, РоссияВена, Баден, Австрия
• Эксперты/преподаватели СПб АППО, Педагогического колледжа № 8 Санкт-Петербурга;
• Эксперты/методисты районных методических служб, отвечающие за работу с молодыми учителями;
• Руководители и наставники от школ Санкт-Петербурга
• Эксперты Педагогического ВУЗа земли Нижняя Австрия;
• Руководители и наставники от школ земли Нижняя Австрия

Список участников российско-австрийского проекта «Развитие системы сопровождения молодых учителей»

Район

ФИО

ОУ

1.                

Адмиралтейский

Варганова Виктория Николаевна

ГБОУ СОШ № 241

2.                

Адмиралтейский

Иноземцева Ольга Николаевна

ИМЦ Адмиралтейского района

3.                

Адмиралтейский

Макеева Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ № 241

4.                

Адмиралтейский

Мартьянова Ольга Сергеевна

ГБОУ СОШ № 241

5.                

Адмиралтейский

Михайлова Галина Николаевна

ИМЦ Адмиралтейского района

6.                

Адмиралтейский

Севастьянова Юлия Борисовна

ГБОУ СОШ № 280

7.                

Василеостровский

Николаева Наталья Викторовна 

ИМЦ Василеостровского района

8.                

Василеостровский

Темкина Ольга Николаевна

ГБОУ СОШ № 18

9.                

Василеостровский

Ушанёва Светлана Александровна

ИМЦ Василеостровского района

10.             

Василеостровский

Шведова Диана Анатольевна

ГБОУ № 12 с углублённым изучением английского языка

11.             

Выборгский

Белехова Светлана Леонидовна

ГБОУ СОШ №110

12.             

Выборгский

Давиденко Елизавета Юрьевна

ИМЦ Выборгского района

13.             

Выборгский

Федоренко Наталия Владимировна

ИМЦ Выборгского района

14.             

Кировский

Антонов Кирилл Игоревич

ГБОУ гимназия №261 Кировского района

15.             

Кировский

Григорьева Ирина Анатольевна

ГБОУ СОШ № 481

16.             

Кировский

Громовая Марина Андреевна

ИМЦ Кировского района

17.             

Кировский

Дахина Елена Олеговна

ГБОУ СОШ №481 Кировского района

18.             

Кировский

Каштанова Мария Николаевна

ГБОУ лицей №378

19.             

Кировский

Ярошенко Ирина Ильинична

ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 506

20.             

Колпинский

Щербинин Игорь Николаевич

ГБОУ Лицей № 476

21.             

Красногвардейский

Добрунова Татьяна Алексеевна

ГБОУ СОШ № 531

22.             

Красногвардейский

Князькова Ольга Сергеевна

ИМЦ Красногвардейского района

23.             

Красногвардейский

Садовая Татьяна Вячеславовна

ГОУ гимназия № 177

24.             

Красносельский

Беляева Лилия Анатольевна

ГБОУ СОШ № 291

25.             

Красносельский

Виноградова Антонина Петровна

ИМЦ Красносельского района,
ГБОУ СОШ № 291

26.             

Красносельский

Доронина Надежда Александровна

ГБОУ СОШ № 291

27.             

Красносельский

Кузьмин Владислав Александрович

ГБОУ СОШ № 247

28.             

Красносельский

Марфин Олег Васильевич

ГБОУ СОШ № 291

29.             

Красносельский

Цыбина Людмила Леонтьевна

ИМЦ Красносельского района

30.             

Курортный

Кудласевич Светлана Алексеевна

ИМЦ Курортного района

31.             

Курортный

Леонтьева Юлия Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 556

32.             

Курортный

Федосеева Наталья Владимировна

ГБОУ СОШ № 435

33.             

Московский

Виницкая Елена Юрьевна

ГБДОУ детский сад № 14

34.             

Московский

Дмитриенко Мария Александровна

ГБОУ СОШ № 376

35.             

Московский

Серова Татьяна Николаевна

ГБОУ СОШ № 362

36.             

Московский

Смирнова Анастасия Николаевна

ИМЦ Московского района

37.             

Невский

Демидова Ольга Владимировна

ГБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида

38.             

Невский

Захарова Алла Анатольевна

ИМЦ Невского района

39.             

Невский

Нагайченко Наталья Николаевна

ГБОУ СОШ № 334

40.             

Невский

Таныгина Елена Александровна

ГБОУ СОШ № 428

41.             

Петроградский

Безуглова Инна Георгиевна

ИМЦ Петроградского района

42.             

Петроградский

Смелая Наталья Борисовна

ГБОУ СОШ №25

43.             

Петроградский

Тарасова Светлана Игоревна

ГБОУ СОШ № 84

44.             

Петродворцовый

Булатова Татьяна Георгиевна

ИМЦ Петродворцового района

45.             

Петродворцовый

Горбунова Евдокия Васильевна

ГБОУ СОШ № 430

46.             

Петродворцовый

Хафизова Рузиля Ансаровна

ГБУ ИМЦ Петродворцового района

47.             

Приморский

Белова Наталия Борисовна

ГБОУ СОШ № 655

48.             

Приморский

Демаков Илья Сергеевич

ИМЦ Приморского района

49.             

Приморский

Курцева Светлана Николаева

ГБОУ СОШ № 655

50.             

Приморский

Решетняк Наталья Игоревна

ГБОУ СОШ № 655

51.             

Пушкинский

Аксенова Ольга Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 449

52.             

Пушкинский

Катович Юлия Андреевна

ГБОУ СОШ № 500

53.             

Пушкинский

Койвунен Андрей Викторович

ГБУ ДО ЦДЮТТИТ

54.             

Пушкинский

Русакевич Людмила Ивановна

ГБОУ СОШ № 449

55.             

Пушкинский

Смирнова Светлана Евгеньевна

ИМЦ Пушкинского района

56.             

Фрунзенский

Лапина Елена Сергеевна

ГБОУ СОШ № 212

57.             

Фрунзенский

Полуян Инна Васильевна

ГБОУ СОШ № 310

58.             

Фрунзенский

Товпич Ирина Олеговна

ГБОУ СОШ № 8 «Музыка»

59.             

Фрунзенский

Хасянова Инна Евгеньевна

ИМЦ Фрунзенского района

60.             

Центральный

Белякова Анастасия Владимировна

ГБОУ СОШ № 153

61.             

Центральный

Герасименко Анна Сергеевна

ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»

62.             

Центральный

Лубская Алла Владимировна

ГБОУ школа № 169

63.             

Центральный

Петуховская Людмила Юрьевна

ГБОУ СОШ № 153

64.             

Центральный

Родионова Жанна Валерьевна

ГБДОУ детский сад № 59

65.             

Центральный

Сидорова Лия Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 153

66.             

Центральный

Туманенкова Екатерина Алексеевна

ГБУ ИМЦ Центрального района

67.             

Центральный

Хохлова Татьяна Анатольевна

ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»

68.             

Санкт-Петербург

Богатенкова Наталья Владимировна

СПб АППО

69.             

Санкт-Петербург

Даутова Ольга Борисовна

СПб АППО

70.             

Санкт-Петербург

Данилова Анастасия Константиновна

СПб АППО

71.             

Санкт-Петербург

Ермолаева Марина Григорьевна

СПб АППО

72.             

Санкт-Петербург

Шевелев Александр Николаевич

СПб АППО

Матрица реализации проекта

Основные компоненты проектаСодержаниеИндикаторы результативностиУсловия/риски
Стратегическая цельСистема  сопровождения и поддержки молодого педагога в начальной стадии его профессиональной деятельности на уровне школы/района/городаУвеличение доли молодых учителей (отсроченный результат), продолживших свою профессиональную деятельность в школеОсознанность молодого специалиста в правильности выбора педагогической профессии
Цель проектаРазработка новой и усовершенствование существующей модели сопровождения молодого педагога на начальном этапе профессиональной деятельности– Модель поддержки учителей на этапе начальной фазы
-Критерии качества программ поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной деятельности
 – программы и структуры в самих школах нацелены на сопровождение молодого педагога
– предложения по повышению квалификации и подготовке отвечают потребностям школы
Результат 1Итоги сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов– анализ исходной ситуации на уровне работы минимум 10 пилотных школ
– методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям
– рекомендации по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей и информационно-методических центров
– возможность проведения исследования в рамках имеющихся ресурсов партнеров проекта 
– готовность и заинтересованность экспертов в работе по обмену опытом в рамках задач исследования
Результат 2Создана (модернизирована) система деятельности специалистов (наставников), способных эффективно помогать начинающим учителям в профессиональной адаптации и личностно-профессиональной самоактуализации– не менее 30% рекомендаций успешно применяются в школах
– отдельные и общие научные публикации по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям 
– предоставление пилотными школами анализа и рефлексии по итогам апробации новых программ и предложений в области сопровождения и поддержки молодых учителей
Готовность и наставников к использованию разработанных рекомендаций.
Результат 3 (СПб)Наличие разработанной и апробированной программы сопровождения молодых педагогов на уровне школы/района/городаРефлексивная оценка результативности реализации программ на уровне руководства образовательной организации и персонально молодого специалиста (пилотных школ)– апробационный период не менее 1 года
– наличие мотивации
Результат 4 (СПб)Сетевое взаимодействие молодых педагоговРесурс для информационного обмена и профессионального общения молодых педагоговадминистрирование интернет-площадки

Проектировочный семинар 25.10.2016
Вена, Австрия. Педагогический университет Бадена
 
ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга

Презентация профессиональный стандарт (Даутова)
Презентация Молодые. Встреча 1.
Презентация Университет Бадена.
Итоги по технике-Стрелки
Образ – Молодой учитель
Рейтинг по качествам – Молодой учитель

Типовое положение о наставничестве. 2019
Памятка наставникам. 2019
Критерии отбора наставников. 2019

Анализ результативности программ повышения квалификации, анализ методических рекомендаций со стороны педагогических коллективов пилотных школ. 2018
Анкета «Оценка системы сопровождения молодых специалистов». 2019
Критерии и показатели эффективности сопровождения МП

Исследование молодого педагога в процессе его адаптации в профессию. 2018-2019.
Исследование: определение наиболее эффективных моделей сопровождения (поддержки) молодых петербургских учителей, основанное на сопоставлении действующих практических и теоретически прогнозируемых возможных их вариантов. 2018

Шевелев. Исследование. Молодые педагоги
Даутова. Исследование. Руководители
Ермолаева. Исследование. Наставники
Богатенкова. Исследование. Общие цифры

Сопровождение молодых педагогов. Василеостровский район
Наставничество. Адмиралтейский район

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» 36ч

Анкеты и Аналитический отчет

Анкета для директоров школ, для заместителей директоров школ

Аналитический доклад МП 28.09.18