22-26 марта 2021 в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «На пути к здоровой, безопасной, экологической школе: качество образовательной среды»
В мероприятиях конференции приняли участие 1264 чел., в т.ч. педагоги из всех районов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Московской области, Республики Крым, г. Саратова, г. Калуга, г. Чебоксары, г. Казань, г. Иркутск, г. Краснодар, г. Магнитогорск, г. Воронеж, г. Архангельск, г. Астрахань, Белгородской области, г. Тюмень, г. Кемерово, г. Красноярск, г. Новосибирск, г. Уфа, г. Ростов-на-Дону, г. Южно-Сахалинск, г. Надым (ЯНАО), Республики Ингушетии, Республики Тыва, а также из Беларуси, Молдовы, Эфиопии.
24 марта 2021 г. на вебинарной платформе СПб АППО состоялось дистанционное пленарное заседание, включающее в себя панельную дискуссию и видеопрезентационную сессию. На пленарном заседании были рассмотрены теоретические аспекты и практический опыт образовательных организаций регионов РФ по обеспечению качества здоровой, безопасной, экологической образовательной среды.
В панельной дискуссии приняли участие представители СПб АППО, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, ЛОИРО, магистранты РГПУ им. А.И. Герцена, представители ОЭО «Друзья Балтики», ВОО «Волонтеры-медики», ГБОУ «Балтийский берег», учителя – победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России». Модератор панельной дискуссии: С.В. Алексеев, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО. В ходе панельной дискуссии обсуждались следующие вопросы:
- становление образовательной экосистемы;
- позитивные аспекты и риски расширения образовательной среды;
- критерии обеспечения качества здоровой, безопасной, экологической образовательной среды
В ходе видеопрезентационной секции был представлен опыт регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Обсуждались вопросы качества образователеьной среды в воспитании детей с тяжелыми нарушениями в развитии (Н.Н. Малярчук, д.п.н., Тюменский госуниверситет), становление здорового питания школьников (А.А. Макеева, ИВФ РАО, Москва), информационно-образовательные ресурсы для реализации целей устойчивого развития на Байкале (Л.Г. Кошкарева, Центр развития доп. образования, г. Иркутск), формирование экологической культуры и культуры безопасности обучающихся (педагоги ОУ Республики Крым).
В пленарном заседании приняли участие 152 чел.
22, 25-26 марта 2021 г. были проведены 9 дистанционных и очных секций на базе ОУ города, в ходе которых 432 человека представили свой опыт в форме докладов, мастер-классов и стендовых докладов (презентации, видеоролики). Подключились к обсуждению и присутствовали очно 1114 чел. На секциях обсуждались следующие вопросы.
Дистанционная секция 1 «Цифровая трансформация образовательной школы для детей с особыми образовательными потребностями: здоровьесозидающие аспекты» состоялась 25 марта 2021 г. на вебинарной платформе ГБОУ СШИ № 49 Петродворцового района (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ГБОУ СШИ № 49). Секция была посвящена предъявлению регионального, межрегионального, международного опыта преодоления инструментального, технологического (методического), мыслительного (смыслового) разрывов в обеспечении цифровой образовательной среды школы для детей с особыми образовательными потребностями. В панельной дискуссии «Цифровая трансформация школы: изменение условий, технологий, смыслов?» и на 6 сессиях выступили педагоги Санкт-Петербурга, г. Красноярска, Москвы, г. Казани, г. Новосибирска, г. Астрахани, г. Ростова-на-Дону, а также г. Адис-Абеба (Эфиопия), г. Минска, г. Новополоцка (Беларусь).
Дистанционная секция 2 «Формирование допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях здоровьесозидающей среды школы повышенного уровня» состоялась 25 марта 2021 г. на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы КПС СПб АППО, ГБОУ лицей № 554 Приморского района). На секции в выступлениях и стендовых докладах были рассмотрены теоретические проблемы формирования допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях цифровизации здоровьесозидающей образовательной среды школы повышенного уровня в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в работе с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями), их психолого-педагогическом сопровождении. Теоретическое обоснование и опыт экспериментальной деятельности обсудили представители СПб АППО, СПбГУ, педагоги ГБОУ лицея № 554, ГБОУ СОШ № 81, гимназии №2 г. Минск (Беларусь). Участники секции познакомились также со стендовыми докладами. К секции подключились 106 чел.
Дистанционная секция 3 «Расширение образовательного пространства как ресурс развития экологической культуры подрастающего поколения» состоялась 25 марта 2021 г. на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ГБОУ СОШ № 71 Калининского района). На секции был представлен краткий теоретический анализ понятий образовательная среда, образовательное пространство, образовательная экосистема. Опыт расширения эколого-образовательного пространства в практической деятельности с детьми и подростками представили педагоги ГБОУ СОШ №71 Калининского района и их социальные партнеры по международным проектам «Эко-школы / Зеленый флаг» и «Школьный экологический сертификат» – ГБДОУ № 16 Пушкинского района, № 102 Фрунзенского района, № 65 Кировского района. Интерес участников секции вызвала также тема расширения эколого-образовательного пространства за счет использования цифровых технологий (СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» Василеостровского района, ГБОУ СОШ № 87 Петроградского района), выступления педагогов дополнительного образования (ГБУ ДО ДТ « У Вознесенского моста, ГБУ ДО ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»). В режиме онлайн приняли участие более 100 педагогов из Санкт-Петербурга, а также Республики Крым и г. Иркутска.
Секция 4 «Физическая культура и безопасность в образовательном процессе» (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ГБОУ гимназия № 528 Невского района) состоялась 25 марта 2021 г. очно на базе гимназии № 528. В рамках работы секции на пленарном заседании, 3 подсекциях, в стендовых докладах представлены материалы по обеспечению безопасного и здоровьесозидающего образовательного пространства, прошло обсуждение успешного опыта формирования компетенций обучающихся в области физической культуры и безопасности на уроках и во внеурочной деятельности. В работе секции участвовало 165 человек.
Секция 5 «Здоровьесозидающая среда общеобразовательной школы как фактор повышения качества образования» (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ГБОУ СОШ № 331 Невского района) состоялась 25 марта 2021 г. очно на базе ГБОУ школа № 331. Организовано пленарное заседание, 4 мастер-класса, 3 круглых стола, стендовые доклады. Были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические и экологические аспекты культуры здорового и безопасного образа жизни: формирование ценностей здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности, в т.ч. детей с ОВЗ; формирование здорового образа жизни педагогов, формирование здоровьесозидающей среды ОУ во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. На секции выступили представители РГПУ им. А.И. Герцена и НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, СПб АППО, руководители и работники ОУ из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В секции участвовали 71 чел.
Дистанционная секция 6 «Гуманитарное изменение экологической культуры: инновационные идеи и практики» состоялась 26 марта 2021 г. на платформе СПб АППО (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ГБОУ СОШ № 482 Выборгского района). На секции были представлены основные аспекты экогуманитарного подхода в экологическом образовании и просвещении, представители ГБОУ СОШ № 482 Выборгского района, ГБОУ лицея № 393, ГБОУ лицея № 389 Кировского района, опыт использования гуманитарных технологий по формированию экологической культуры в школьном сообществе, формирования экологической культуры учащихся средствами гуманитарных предметов – русского языка и литературы, иностранного языка; участники секции живо реагировали и обсуждали в чате проблему отношения человека к животным. Красочные и содержательные ролики о деятельности образовательных учреждений по изучению природы и культура родного края, родного языка, использования киноискусства в экологическом образовании представили образовательные учреждения Республики Крым. В режиме онлайн приняли участие более 109 педагогов из Санкт-Петербурга, а также Республики Крым и г. Иркутска.
Дистанционная секция 7 «Взаимодействие детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности» (организаторы: КПС СПб АППО, ИМЦ Красногвардейского района, ГБДОУ детский сад № 47 Красногвардейского района) состоялась 26 марта 2021 г. на вебинарной платформе ИМЦ Красногвардейского района. В ходе мероприятия участниками секции были рассмотрены: основные направления преемственных связей ДОУ и начальной школы; вариативные модели взаимодействие детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности; инновационные технологии оздоровительной направленности в работе со всеми участниками образовательного процесса, с различными категориями обучающихся, в т.ч. с детьми с особыми образовательными потребностями. В работе секции онлайн приняли участие 164 педагога из образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области; городов Краснодара, Саратова, Калуги, Чебоксар и республики Крым.
Секция 8 «Эффективные управленческие и педагогические практики повышения качества образовательной среды» состоялась 26 марта 2021 г. очно на 3 площадках Кировского района: (организаторы КПОСБЗЧ СПб АППО, ИМЦ, ГБОУ школа-интернат №2, ГБДОУ детский сад №18 Кировского района). Основные обсуждаемые вопросы: эффективные управленческие и педагогические решения по формированию здоровьесберегающей, безопасной экологической образовательной среды; эффективные практики формирования здорового и безопасного пространства для обучающихся разных категорий как условие повышения качества образования; эффективные практики повышения качества дошкольной образовательной среды. Программу каждой площадки открывало пленарное заедание и далее обсуждение вопросов секции проходило в режиме дискуссионных площадок (всего 10). На площадках секции выступили представители СПб АППО, ИМЦ Кировского района, СЗиУ РАНХиГС, Санкт-Петербургской ГСЦБС, ГБДОУ Санкт-Петербурга. В ходе работы секции был представлен опыт специалистов регионов РФ: Ленинградской области, Республики Крым, г. Воронежа и Воронежской области, Московской области. В работе секции приняли участие 193 чел.
Дистанционная секция 9 – баркемп-сессия «Самоэффективность педагога в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии» состоялась 22 марта 2021 г. на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы: КПС СПб АППО, ЦППМСП Петродворцового района). На секции выступили представители КПС СПб АППО, ЦППМСП Петродворцового района, ГБОУ СОШ № 78 Красносельского района. На секции обсуждались следующие вопросы: специфика работы с современными детьми и подростками (поколение Z); рефлексия опыта неуспеха в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии; профессионально-личностные ресурсы современного специалиста в работе с современными детьми, подростками и их родителями. В мероприятии приняли участие свыше 265 педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.




